Пшеничная Юлия Викторовна
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила : Старший воспитатель МБДОУ д/с № 8 : Пшеничная Юлия Викторовна
Я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово «почему?».
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, стимулирует развитие речи.
Помочь в формировании творческой, самостоятельной личности может исследовательская деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения ( например: беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. При проведении экспериментирования можно использовать доступные предметы и вещества, где учитывается самостоятельное выполнение практических действий, тем самым создается проблемное обучение. Дети учатся, думать, рассуждать, размышлять.
Формирование развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если:
-более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребенка.
-педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и поддерживает воспитанника.
-создана соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.
Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : игру, образовательные области, прогулку. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.
Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей среды. Среда должна создавать условия для:
- возможности действий с природным и рукотворным материалом;
- систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;
- усиление интереса к явлениям природы;
- поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых проблем.
В начале обучения экспериментированию с новыми группами детей используем алгоритмы и карты опытов. Алгоритм представляет собой последовательность шагов. Освоение дошкольниками алгоритмов способствует упорядочению детского мышления, восприятию определенной последовательности, что выражается в умении планировать свои действия.
• По карте опыта дети учатся делать выводы о проведенном эксперименте
• Карту опыта дети могут забрать домой, показать и рассказать родителям о проделанной работе, или повторить эксперимент дома
• По карте опыта, возможно, проводить предварительную работу
У ребенка формируется умение работать со специальными обозначениями и знаками, понимать их.
• Учиться соотносить свои знания с рисунком, рассказывать
Но «Один в поле не воин» - гласит пословица. Мы должны заинтересовать этой технологией и родителей. Поэтому с родителями проводим консультации, создаем картотеки «Экспериментирование в домашних условиях», где родители наглядно могут увидеть, как и какие мы с детьми проводим эксперименты. Следовательно, родители охотнее стали обращаются за помощью, делятся своими впечатлениями.
В своей работе активно используем технологию детского экспериментирования, что позволяет нам достичь определенных результатов. Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и уверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера.
Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.
Таким образом, усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.