Ефимцева Людмила Валерьевна
О формировании универсальных учебных действий в процессе обучения школьников геометрическому материалу в курсе математики
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «О формировании универсальных учебных действий в процессе обучения геометрическому материалу в курсе математики общеобразовательной школы»
Аннотация: в настоящее время приоритетной задачей среднего общего образования является воспитание психологически здорового, развитого как физически, так и интеллектуально, подрастающего поколения. Первой ступенью развития этих качеств начинается именно на начальных этапах обучения. Всестороннее развитие детей и формирование у них универсальных учебных действий, как основного вида деятельности, представляется возможным посредством обучения геометрическому материалу в курсе математики общеобразовательной школы.
Публикация «О формировании универсальных учебных действий в процессе обучения школьников геометрическому материалу в курсе математики» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2023
Ключевые слова: учебные универсальные действия, геометрия, математика.
В настоящее время в России весь процесс обучения в общеобразовательных школах строится на формировании личности обучающихся, обладающей системой приемлемых для себя и общества, ценностей и социально значимых качеств [1; 3].
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования реализует главную цель образования – развитие личности ребенка посредством формирования у него универсальных учебных действий, обеспечивающих становление деятельностной компетенции, которая основана на «умении учиться», навыках самовоспитания и самообразования.
Универсальные учебные действия представляют собой не просто совокупность, а целенаправленность действия учеников, их способности к самостоятельному усвоению принципиально новых знаний [1].
Благодаря универсальным учебным действиям у обучающихся появляются возможности к саморазвитию посредством сознательного присвоения социального опыта.
Универсальность учебных действий проявляется в ее надпредметном и метапредметном характере. При этом универсальность учебных действий обеспечивает целостность процесса культурного, социального, личностного, познавательного саморазвития обучающегося и преемственность всех ступеней образования.
Универсальные учебные действия основаны на организации и реализации любой другой деятельности учеников, независимо от предметного содержания.
Начало школьного обучения означает в жизни ребенка важнейший переломный период, так как меняется его социальное окружение и наблюдаются значительные изменения в психологическом и интеллектуальном плане.
А. Г. Асмолов считает, что, используя, в организации учебно-воспитательного процесса традиционного и инновационного подходов, педагоги среднего общего образования создают условия для совместной деятельности с обучающимися. Для этого учителя осваивают теорию личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов к обучению школьников и применяют ее на практике при формировании учебных универсальных действий [1].
Имеющие в современной теории и практики исследования в области развития учебных универсальных действий учащихся ограничены методическими рекомендациями и советами. Однако, все они не представляют конкретных методов, способов и приемов организации в совокупности интеллектуальных способностей школьников.
Как отмечает М. А. Гончарова, в процессе формирования учебных универсальных действий у школьников главную роль играет педагогическое мастерство учителя [4]. Ведь, по мнению, именно учитель управляет процессом обучения и воспитания школьников.
В связи с этим, как считает М. А. Гончарова, современный педагог должен постоянно самосовершенствоваться и находить новейшие, даже «инновационные» методики и технологии обучения школьников [4].
Формирование универсальных учебных действий школьников целесообразно реализовывать с помощью способов:
1) выполнения обучающимися различных учебных заданий, разнообразив, тем самым, все виды универсальной учебной деятельности;
2) организации совместной деятельности в классе, влияющей на оценку результатов деятельности каждого конкретного учащегося;
3) метапредметной и предметной реализации образовательного процесса [4].
Большие перспективы в формировании универсальных учебных действий у учащихся открываются в процессе их обучения геометрическому материалу в курсе математики общеобразовательной школы.
А. В. Белошистая подчеркивает, учебный предмет «математика» обладает большими потенциальными возможностями при формировании всех видов универсальных учебных действий у школьников, таких как познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные [2].
А. В. Белошистая отмечает, что именно математика среди всех учебных предметов, преподаваемых в общеобразовательной школе, наиболее благотворно влияет на развитие учебно-познавательной компетенции у учащихся [2].
Математика учит логически мыслить, дедуктивно рассуждать, систематизировать, проводить анализ, критически мыслить.
В рамках обучения детей геометрический материал в курсе математики являет собой основу для изучения смежных дисциплин. В перспективе приобретенные в школе геометрические знания послужат фундаментом для обучения в старших классах, и, в целом, будут применяться обучающимися в жизни.
Изучение геометрии в общеобразовательной школе ставит своими задачами:
1) развитие пространственно-временного мышления как основу умственной деятельности обучающихся;
2) становление у учащихся умения и навыка самостоятельно выполнять с помощью геометрического материала практические и учебные задания;
3) формирование способности к проведению простейших посторенний, способов измерений;
4) воспитание в обучающихся познавательного интереса, в частности, к умственному труду;
5) развитие стремления учеников использовать геометрические знания в своей повседневной жизни [3].
Однако, как отмечает Н. Б. Истомина, геометрия в курсе математике в общеобразовательной школе представлена незначительно, хотя в ней имеется большой потенциал для формирования у учащихся универсальных учебных действий [5].
Н. Б. Истомина, проанализировав содержание основных общеобразовательных программ среднего общего образования, пришла к выводу, что в них уделяется недостаточное внимание, с методической точки зрения, вопросу формирования универсальных учебных действий у школьников посредством изучения геометрического материала [5].
Методы и приемы формирования геометрических понятий у обучающихся, описанные в программах, изложены фрагментарно. В учебниках по математике геометрический материал не представляет целостного и обоснованного курса. При этом геометрические знания всего лишь дополняют арифметические [5].
Обучение школьников геометрии в основном происходит в рамках изучения измерительной деятельности. Оно направлено на практическое овладение детьми измерительных навыков.
Небольшое количество заданий на становление пространственного мышления значительно снижает его значение для организации процесса формирования универсальных учебных действий у учащихся.
Н. К. Винокурова предлагает дополнить программы системой занятий, направленных на углубление и расширение геометрических знаний школьников, формирование познавательных универсальных учебных действий. В данную систему заданий Н. К. Винокурова рекомендует включать элементы деятельностно-личностного характера и логические суждения [3].
Реализация данных занятий должна, по мнению Н. К. Винокуровой, проходить в форме творческих заданий поисково-исследовательского характера, заданий на сообразительность [3].
А. В. Белошистая подчеркивает, что работу по формированию у школьников регулятивных и познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения геометрии необходимо организовывать посредством игровой и практической деятельности учащихся, моделирования и конструирования [2].
Работая с геометрическим материалом, ученики получают представления об основных свойствах геометрических фигур. При этом, А. В. Белошистая, рекомендует располагать задания в порядке усложнения и постепенного обучения новым элементам конструкторского характера [2].
Целесообразно изначально познакомить детей с плоскими фигурами, затем изучить геометрические тела и их элементы. Благодаря этом, учащиеся научатся работать с инструментами (линейкой, циркулем, угольником).
Материал должен быть представлен в форме интересных заданий, включающих дидактические игры и различные проблемные ситуации.
Личностные и коммуникативные универсальные учебные действия на занятиях по обучению школьников геометрическому материалу необходимо формировать с помощью следующих методов:
1) «вопрос-ответ» (развитие способности видеть необычное в математических явлениях);
2) диалог (совместное обсуждение способствует пониманию детьми оснований собственных высказываний, позиции сверстников, совместному пониманию обсуждаемого геометрического объекта или явления);
3) информационный (предметная осведомленность как результат групповой и самостоятельной работы обеспечивает осмысленность поиска и освоение информации) [4].
Таким образом, необходимо отметить, что формирование универсальных учебных действий у школьников посредством использования геометрического материала положительно отражается на уровне их математической подготовки, и, в целом на становлении всесторонне развитой личности.
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли/ А. Г. Асмолов. М: Просвещение, 2009.-299 с.
2. Белошистая А. В. Наглядная геометрия как средство развития мышления школьника/ А. В. Белошистая// Нач. школа : плюс – минус. - 2002.- №1.- с. 34-37.
3. Винокурова Н. К. Развиваем способности детей/ Н. К. Винокурова. - М. : РОСМЭН, 2003.- 63с. : ил.
4. Гончарова М. А. Учись размышлять: развитие у детей математических представлений, воображения и мышления: Пособия для начальных классов/ М. А. Гончарова, Е. Э. Кочурова, А. М. Пышкало; Под ред. А. М. Пышкало. - М. : Антал, 2000.- 112с.
5. Истомина Н. Б. Методика обучения математики. М. : Академия, 2001.