Дина Самикова
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
В детском саду работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям, её гражданам начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно - нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Родине, уважения к его символике и культурному наследию.
Темочки:
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Нравственно - патриотическое воспитание в ДОУ – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребенка и его семьи.
Цель: Формирование у дошкольников высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа своей страны.
Задачи:
воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, республике, стране;
формировать бережное отношение к природе и всему живому;
воспитывать уважение к труду и людям труда;
развивать интерес к народным традициям, промыслам, культурному наследию своего народа;
формировать элементарные знания о правах человека;
познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формировать чувство собственного достоинства, толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Для решения задач по нравственно-патриотическому воспитанию, необходимо опираться на принципы:
Доступности (материал, предлагаемый воспитателем должен быть доступен и понятен детям, соответствовать возрасту.)
Научности (воспитание и обучение раскрывает детям объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления.)
Целостности (использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.)
Системности (принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.)
Непрерывности (на нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств)
Преемственности (нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе)
Регионализации (данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.)
Свободы и самостоятельности (позволяет ребё нку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п. ; самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и способах действия (деятельности, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.)
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников может быть представлена следующим образом:
1. Моя семья
2. Мой детский сад
3. Моя малая родина
4. Моя страна
5. Защитники отечества
6. Мои права и обязанности
1. МОЯ СЕМЬЯ
Цель:
Расширение знаний дошкольников о структуре семьи, необходимости укрепления семейных связей.
Задачи:
Развивать интерес к представителям старших поколений, их роли в семейных отношениях.
Воспитывать уважение к членам семьи и родственникам, желание заботиться о них.
2. МОЙ ДЕТСКИЙ САД
Цель:
Знакомство детей с детским садом и людьми, которые здесь работают.
Задачи:
Познакомить с помещениями д/сада и их назначением.
Познакомить с трудом взрослых в д/саду, воспитывать уважение к их труду.
Учить называть сотрудников д/сада по имени и отчеству.
Формировать чувство сопричастности к жизни детского сада
3. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
Цель: Формирование представлений о республике, о родном городе его истории в прошлом и настоящем.
Задачи:
Познакомить с историей родного города, родного края его достопримечательностями, природой, национальными традициями, культурой, знаменитыми людьми.
Дать представления о символике республики (флаг, герб, гимн).
Развивать у детей эмоционально – ценностное отношение к родному городу.
Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой город, уважительное отношение к культуре и традициям.
Воспитывать интерес к родному краю, чувство гордости за него и желание оберегать родной край.
4. МОЯ СТРАНА
Цель: Знакомство детей с нашей великой Родиной - Россией.
Задачи:
Формировать у детей понятие «Россия – наша великая Родина».
Познакомить детей с историческим, географическим, культурным, природно - экологическим своеобразии России.
Познакомить с государственными символами России и её столицей Москвой.
Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране и россиянам.
5. ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА
Цель: Рассказать о российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с некоторыми родами войск.
Задачи:
Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.
Дать представление о Великой Отечественной войне, празднике День Победы, опираясь на конкретные факты из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников войны, их фронтовых и трудовых подвигах).
Прививать детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг.
6. МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Цель: Формирование основ правового сознания у детей-дошкольников.
Задачи:
Дать детям начальные представления о Конституции РФ и Конвенции ООН о правах ребенка.
Формировать представления о государстве и социальных отношениях между людьми.
Формировать у детей элементарные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка и Конституции РФ.
Развивать Я–сознание детей, свободу самовыражения, навыки социальной ответственности.
Воспитывать гражданина демократического общества.
Формы и методы работы
Беседы обзорные, тематические.
Экскурсии
Рассматривание иллюстраций, фотографий, плакатов, альбомов.
Просмотр познавательных фильмов, мультфильмов.
Чтение художественной литературы.
Игры: сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, творческие, словесные, театрализованные.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Изобразительная и конструктивно - модельная, деятельность.
Музыкальная деятельность.
Викторины, конкурсы.
Развлечения, праздники.
Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Цель:
Вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада, своего города, своей страны.
Формировать нравственно-патриотические чувства; обогащать и углублять знания детей о семье, городе, стране.
Активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства.
Задачи:
Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к малой Родине.
Упорядочить и закрепить информацию о родном городе, крае, их символики.
Ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье.
Развивать способности в восприятии и анализе литературных произведений, живописи, архитектуры. Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас.
Работа по нравственно - патриотическому воспитанию будет успешней, при условии активного взаимодействия с родителями. В настоящее время работа с родителями актуальна и трудна, требует большого такта и терпения, так как молодые семьи не считают вопросы воспитания патриотизма и гражданственности - важными. В связи с этим возникла проблема просвещения родителей по вопросам патриотического воспитания. Родители должны стать единомышленниками, помощниками воспитателя. Молодые родители не всегда обладают должным уровнем педагогических знаний, а некоторые родители осознают, что вообще не владеют этими знаниями, но просить совета у воспитателей стесняются.
Необходимо проводить беседы с родителями, советовать родителям дома чаще общаться с ребёнком, рассматривать семейный альбом, сохранять в семьях традиции, которые передаются из поколения в поколения. Предложить ввести в семьях следующие традиции:
• Семейные обеды по выходным.
• Посадка деревьев.
• Украшение Новогодней ёлки.
• Посещение музеев.
• Фотографироваться с ребёнком на природе.
• Празднование дня рождения.
• Прогулки по выходным.
Среди родителей нужно проводить анкетирование, с целью выяснения их заинтересованности в совместном сотрудничестве с детским садом, а также затрагивать вопросы, каким они хотят видеть своего ребёнка в будущем. Таким образом, работу по нравственно-патриотическому воспитанию следует вести в тесном сотрудничестве с родителями, что даст положительный результат в воспитании детей.
Методы работы, используемые в работе с родителями:
родительское собрание;
просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т. д. ;
«Педагогическая гостиная», «Круглый стол»;
педагогические беседы с родителями;
тематические консультации;
наглядно-информационные методы;
информационно-аналитические формы;
досуговых форм организации общения;
информационно-ознакомительной формы работы с родителями;
семейные экскурсии.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных глубоких постулатов:
• Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
• Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
• Счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества и государства.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений города и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (микрорайона) на которой находится д/с или живут дети.
Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (роспись глиняных игрушек, предметов национальной кухонной утвари и т. п., а также местные традиционные праздники и обряды. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.