Юлия Бохан
Карта инновационной практики педагога «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Параметры Содержание
Тема инновационного опыта «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость) События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Публикация «Карта инновационной практики педагога „Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В этих непростых условиях, я думаю каждый из нас как воспитатель, родитель задумывался о том, как вырастить ребенка, умеющего сострадать, сочувствовать, любящего трудиться и уважающего чужой труд, человека умеющего созерцать и ценить красоту окружающего мира, родного края, гражданина своей страны, принимающей её со своими недостатками и желающего сделать её лучше.
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов) Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера, оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.
Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно – патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника начиная с младшего возраста.
В своей работе по формированию нравственно – патриотических чувств у детей воспитатель должен придерживаться важнейших педагогических принципов :
- сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети-родители-сотрудники ДОУ», так как работа не будет эффективна, если не установлена тесная связь с родителями детей. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребёнок.
- формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте.
А так же принципы:
• Принцип гуманизма и педагогического оптимизма «Не навреди!»
• Принцип индивидуального и личностного подхода.
Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании: инновационного метода проектной деятельности, разработке авторских дидактических игр, применении технологий музейной педагогики при активном сотрудничестве с родителями.
3. Наличие теоретической базы опыта Обращение к проблемам нравственно – патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов : К. Д. Ушинским, Н. Н. Ланге, П. Ф. Каптеревым, Е. И. Водовозовой, А. П. Нечаевым, В. А. Сухомлинским.
Литература:
Зеленова Н. Г. Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа). – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2011.
Маханева М. Д., «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Сфера. 2009.
Зацепина М. Б., «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет»
АлёшинаН. В. Патриотическое воспитание дошкольников «Перспектива», 2008.
Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду - М. :АРКТИ, 2007.
4. Ведущая педагогическая идея На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и нравственно – патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Нравственно – патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Важнейшим условием плодотворной работы по патриотическому воспитанию является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая обеспечила бы условия для всестороннего развития личности детей, родителей, при опоре на особенности традиционного творчества и в целом отечественной культуры.
5. Оптимальность и эффективность средств Для реализации данной педагогической идеи был использован инновационный метод проектной деятельности. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, а также является одним из важных средств воспитания. Дидактические игры позволяют узнать не только что-то новое, но и применить полученные знания на практике.
Работа с семьей в области нравственного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. В связи с этим мы создали семейный клуб - «Родничок» - как наиболее эффективный способ сотрудничества педагогов с родителями.
6. Результативность опыта С целью подведения итогов, выявления эффективности проделанной работы был проведен сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности у дошкольников основ нравственно – патриотического воспитания. Результаты анализа подтвердили положительную динамику проделанной работы.
Для диагностики использовалась технология М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».
Анализ результатов диагностики нравственно – патриотической воспитанности детей показывает :
значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты;
на НОД по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов;
удовольствием рассказывают о семье, традициях;
хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя, проявляют доверие к миру;
проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;
уважительно относятся к человеку и результатам его труда;
стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;
интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.
7. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с детьми Календарно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми младшего, старшего дошкольного возраста;
Планы и конспекты НОД, открытых мероприятий по ПВ.
Формы работы с детьми:
Групповая, индивидуальная и подгрупповая ОД (образовательная деятельность)
– чтение художественной литературы
– просмотр видеофильмов
– игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, режиссерская игра, подвижные игры.)
– проведение развлечений
– выставки детского творчества
– этические беседы с детьми
– рассматривание фотографий, иллюстраций
– организация экскурсий
При реализации проектов использовались следующие методы и приемы воспитательно-образовательного процесса :
• игровые
• поисково-исследовательские
• проблемные
• воспитывающие ситуации