Татьяна Ярцева
Наставник — старший друг ребёнка. Опыт наставничества в детском доме
▼ Скачать + Заказать документы
Наставник — старший друг ребёнка.
Учитель-логопед:
Ярцева Т. В.
В настоящее время приходится с сожалением констатировать, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье.
Публикация «Наставник — старший друг ребёнка, Опыт наставничества в детском доме» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Наставничество. Работа наставника
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
Большинство воспитанников детского дома не умеют общаться с людьми вне учреждения, испытывают трудности в установлении контактов со взрослыми и сверстниками. Наблюдается отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них. Воспитанники не понимают, не принимают других. Опираются только на свои желания и чувства.
Низкий уровень социального интеллекта, мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им, что затрудняет формирование адекватной картины мира и оказывается существенным препятствием на пути их адаптации и интеграции в более широком социуме.
У детей слабое развитое чувство ответственности за свои поступки. Отношение к близким, государству, обществу - потребительское.
Неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны осложняет жизнь воспитанников.
Несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей - обедняет интересы ребёнка.
Очень важно воспитаннику детского дома к кому-то «прислониться». Вот почему нужен надежный взрослый, которому они доверяют.
А иметь взрослого друга – это круто.
Поэтому наставником становится педагог, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией, осуществляющий процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.
Наставник должен отдавать себе отчет в том, что все это - лишь часть общей картины, ее внешнее проявление. Другая часть, намного большая, это внутренний мир ребенка, который трудно поддаётся диагнозу, коррекции, но очень сильно влияет на дальнейшую его жизнь, психическое развитие и становление личности.
Нужно быть готовым к постоянному проявлению недостатков, отрицательных черт характера и иметь терпение снова давать ребёнку шанс. Дети всегда испытывают взрослых и «трудные» не исключение. Напротив, они очень не доверчивы и только проявление правдивости и выполнение данных подопечному обещаний помогает наладить контакт.
Наставник не дает оценку, не судит, а оказывает всестороннюю поддержку и является проводником на пути личностного роста воспитанника. Систематические беседы в неформальной обстановке, беседы «по – душам», на всевозможные темы которые, интересовали ребёнка – послужили для наших доверительных отношений.
Очень важно, чтобы наставник умел уважать личность ребёнка, проявлял к нему искренний интерес. Общаясь с воспитанником, он делает много открытий, проясняя свои собственные чувства и реакции.
Например, в ходе занятий я поняла, что при воспитании собственных детей делала некоторые вещи неправильно, поэтому наставничество для меня - это возможность разобраться в себе, по-другому посмотреть на воспитание, на взаимоотношения в семье
По данным наших наблюдений, как только у воспитанника детского дома появляется человек, готовый стать ему другом, взрослым советником, ребенок начинает меняться. Эмоциональное состояние его улучшается. Подопечный становится более общительным. Начинает активно проявлять инициативу. Появляется уверенность в своих силах, он ощущает себя «крутым».
Наставник — это старший друг ребенка. Мы оба делаем друг друга интереснее, ответственнее, добрее, счастливее. Взаимоотношения наставника и воспитанника-это, прежде всего доверительные отношения, возникающие в процессе общения. Безусловно, только искренность и принятие человека таким, какой он есть даёт положительный результат.
Для достижения конструктивного взаимодействия и желаемого результата между наставником и воспитанником мы придерживаемся следующих правил общения:
Не приказывать. Следует помнить, что такого рода общение вызывает протест. Этот прием категорически не приемлем в профилактике девиантного поведения воспитанников и тем более, в выстраивании доверительных отношений.
Не угрожать. Угроза – это признак слабости и педагогической несостоятельности и некомпетентности наставника. Следует помнить, что угроза провоцирует конфликт и не способствует установлению отношений сотрудничества.
Не проповедовать. «Ты обязан…», «На тебе ответственность….». Конечно, в процессе воспитания нельзя не призывать воспитанников к ответственности, иначе, педагогика теряет смысл. Но речь идет именно о призыве, о полном понимании воспитанником чувства ответственности и добровольного принятия этого качества характера человека.
Не поучать. Это правило вытекает из предыдущего. Наставник должен помнить о том, что недопустимо навязывать свою точку зрения.
Не подсказывать решения. «На твоем месте я бы…» - такого рода фразы чаще произносят с оттенком превосходства, и как правило, ущемляют самолюбие людей вообще, а тем более ребёнка. Нужно помнить, что задача наставника научить подопечного принимать решения самостоятельно и самому нести за них ответственность.
Не выносить суждений. Такой тип общения вызывает протест и сопротивление у воспитанников, даже в случаях, когда они абсолютно правы. Особенно дети «трудные», которые постоянно находятся в подобном состоянии ко всем вокруг.
Не оправдывать и не оправдываться. Такая форма общения снимает некоторое напряжение, но не дает результатов. В отношении с «трудными», особенно, нужно создавать ситуацию успеха.
Не ставить «диагноз». Эта форма общения непременно насторожит воспитанника и настроит против наставника.
Наставничество можно трактовать как взаимодействие старшего и младшего, более мудрого, влиятельного человека и ребенка. Характерной чертой таких отношений является игнорирование любых значимых различий, чтобы обе стороны могли вести себя «на равных». Но, в то же время, важно не потерять субординацию.
Свою практику наставничества считаю неким принципом служения, без ожидания награды. Она нацелена на помощь воспитаннику, в освоении мира социума, на создание новой среды общения и положительные ценностные представления, приобретение самостоятельных навыков и положительного жизненного опыта.
Наставничество – процесс долгий и трудоемкий. Поэтому, взяв на себя ответственность, исполнять роль наставника, помогаю ребенку поверить в себя и взрастить уверенность в собственных силах. Способствую созданию условий, при которых появляется возможность лучше узнать себя, осознать цели жизненного пути и быть ответственным за их осуществление. Главным, является – гармоничное воспитание и развитие личности духовно нравственных качеств, чувства патриотизма, а из практики – успешная социализация воспитанника, трудоустройство, умение адаптироваться и управлять своей жизнью самостоятельно.
Поэтому вместе мы идем к цели по формированию социальной и правовой грамотности, психологической устойчивости и целенаправленной профессиональной ориентации для самостоятельной жизни в современном обществе. Решаем задачи: владение навыками культурного общения и быть социально адаптированным человеком. Вести здоровый образ жизни, без вредных привычек, соблюдать гигиену. Иметь представление о значимости предметов первой необходимости. Профориентация воспитанника. Вопросы, касающиеся жизни в семье.
В результате наставнической деятельности у воспитанника должно сформироваться:
- чувство психологической защищенности и комфорта;
- осознанное принятие и выполнение общественных норм поведения и общения;
- умение самостоятельно ориентироваться и существовать в быту;
- необходимые навыки в кулинарии и по хозяйству;
- привычка экономить и пользоваться подручными средствами;
- гигиена и чистоплотность. Иметь мнение, следовать и жить по принципу выражения «Мой дом - моя крепость»;
- самостоятельное принятие решений и ответственность;
- профессиональное самоопределение;
- умение правильно реагировать в кризисных ситуациях;
- психологическая готовность к созданию семьи, рождению и воспитанию ребенка.
Работа наставника с воспитанником носит индивидуальный характер и включает такие формы работы как:
Анкетирование, которое очень важно при составлении плана работы. План должен быть действенным, а для этого разрабатывается с учетом пожеланий и интересов воспитанника. Наш план включает разделы: «Совместный досуг», «Радуга талантов», «Мы в мире людей», «Мы граждане России», «Твоё здоровье в твоих руках», «Секреты семейного счастья».
Интервью с профессионалом: «Знакомство с профессиями сотрудников детского дома»
Круглый стол: «Советы Айболита», «Главные ценности в моей жизни», «Права растут», «Кто меня защищает?», «Уважать себя – уважать другого».
Проведение мастер классов: «Пасхальный сувенир», «Цветочная коробочка».
Беседа с привлечением специалистов: «Правила поведения в экстремальных случаях», «Уроки здоровья», «Правила этикета», «Правила поведения в конфликтной ситуации».
Практикум: «Вкусные оладушки», «Ах, эта пицца!», «Мой дизайн участка», изготовление подарка для участника ВОВ, «Я раскрашу мир таким, каким люблю…», «Взрослой мне», «В новый мир с семьей» - письмо в будущее. «Семейный герб». Изготовление подарков, открыток для папы, бабушки: - ко Дню пожилого человека «Моей бабушке рукодельнице игольница в подарок», ко дню «Любви, семьи и верности» - «Дерево счастья», на день рождения брата «Изготовление фоторамки», «Стоун-терапия».
Фотосъемка- практикум: «Кто рядом со мной», «Предметное фото».
Акция: «Подари улыбку», «Подари ромашку», «День добрых слов».
Разработка презентаций «Славных лиц в России много» ко Дню героев России, «Все профессии важны».
Экскурсии: в музей изобразительного искусства «Образ семьи глазами художников», краеведческий музей им. Праве, музей «Россия - моя история», в парк Победы, в детский город профессий "Мини Град", в Банк., парикмахерскую, на завод «Нептун».
Посещение кинотеатров города.
Посещение выставки творческих работ детей студии ЦДТ «Палитра» : «Новогодняя сказка», «День освобождения Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков», «Мир моих увлечений», «День города», «Беслан».
Совместный досуг: «Масленица», «День здоровья», «День защиты детей» ит. д.
Вектор взаимодействия «наставник - воспитанник» по установлению доверительных отношений: «Я расскажу - ты послушай». «Я покажу - ты посмотри». «Сделаем вместе». «Сделай сам – я подскажу». «Сделай сам и расскажи, что сделал!»