Екатерина Холоденина
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Огонь-наш друг, но не всегда: бывает от него беда» (старший возраст) Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с историей добычи огня; формирование у детей знаний о роли огня в жизни человека, как о положительной, так отрицательной.
Задачи:
- Учить детей правилам поведения во время пожара, способам тушения огня.
- Закрепить навыки безопасного обращения с огнем.
- Развить любознательность (знание свойств огня, решительность в экстремальной ситуации.
- Воспитывать уверенность в своих действиях, чувство ответственности за свои поступки, коллективизм.
Оборудование:
Публикация «Конспект по опытно-экспериментальной деятельности „Огонь-наш друг, но не всегда: бывает от него беда“ (старший возраст) Видео» размещена в разделах
- Видео
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Фильм «Как наши предки научились добывать огонь» - из серии Почемучка; карточки, разрезанные на две части - из серии «Правила безопасного поведения с огнем»; свечи; подносы; ёмкости с песком, с землей, водой,; кружки - прозрачная и непрозрачная; спички
Ход НОД
Воспитатель: - Ребята давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой.
А сейчас послушайте, пожалуйста, загадку
- «Шипит и злится, воды боится, С языком, а не лает, без зубов, а кусает». (Огонь) (ответы детей)
Правильно, сегодня мы с вами поговорим об огне. Что мы знаем? Какой он?
Ответы детей: горячий, жгучий, красный, добрый, злой.
Воспитатель: А сейчас я приглашаю ВАС посмотреть фильм:
- «Как наши предки научились добывать огонь»
- Кто хочет назвать первый способ добычи огня?
- Какие способы добычи огня наши предки еще использовали?
- Для чего использовали древние люди огонь?
(чтобы отпугивать зверей, которые подходили к пещерам, приготовить пищу и согреться).
- А почему древние люди боялись огня? (огонь - еще одна опасность)
Воспитатель: - Об огне говорят по - разному. В одних случаях говорят, что огонь – друг, в других случаях говорят, что огонь – злейший враг.
- Расскажите, когда так говорят (ответы детей)
(ребенок читает стихотворение)
Мне бабуля говорила,
Что огонь нам друг и враг.
Без него темно бы было,
Жили б мы совсем не так.
Мы б от холода дрожали,
Превратились бы в пингвинов.
Или мамонтами стали,
Обросли бы шерстью длинной.
Телевизор бы не знали.
Ни поесть и ни попить.
И в компьютер не играли,
В общем, плохо было б жить.
Воспитатель:
- Ребята как вы думаете, когда огонь стал приносить человеку пользу? (ответы детей - когда человек научился управлять огнем)
- Сейчас я вам расскажу сказку как огонь и человек стали друзьями:
«Огонь – друг, огонь – враг».
- «Жил-был Огонь. Был он очень весёлый и горячий. Гулял Огонь, где хотел, по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своём пути и был злейшим врагом всего живого».
- И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, Огонь, померимся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своём, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду, Огонь за ним. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.
Воспитатель: - Сила у друга-огня большая - пребольшая! Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом.
Воспитатель:
В пословице говорится: «Огонь хороший слуга и плохой хозяин»
- Почему так говорят?
- Да с огнем может управлять взрослый, но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда снова может произойти беда.
- Для того, чтобы не произошло беды мы сейчас с вами поиграем в игру «НАЙДИ ПАРУ» - и вспомним правила безопасного поведения с огнем
(ребята берут разрезанные на две части карточки, на которых изображены правила безопасного поведения с огнем, находят пару и составляют картинку, рассказывают, что изображено у них на карточке)
- Нельзя играть с огнем.
- Нельзя оставлять без присмотра электроприборы
- Нельзя зажигать огонь без взрослых
- Нельзя без взрослых зажигать фейерверки и петарды
- Нельзя оставлять без присмотра газовые и электрические плиты
- Нельзя выходить на задымленную лестницу
- Загоревшую одежду сорви и залей водой
- В случае пожара вызови пожарных по телефону 01.
- Если не можешь выйти из квартиры - выходи на балкон
- В случае крупного возгорания немедленно покинь помещение
ФИЗМИНУТКА: «Бегали по речке, смешные человечки»
Бегали по речке, смешные человечки
(дети встают парами напротив друг друга, кладут руки на плечи партнера и выполняют массажирующие движения в ритм текста)
Прыгали, скакали, солнышко встречали,
(гладят друг друга по щечкам)
Забрались на мостик и забили гвоздик,
(поднимают сцепленные руки вверх, опускают руки, стучат кулачками)
А потом, бултых в речку,
(падают на коврик и замирают)
После слов, которые произносит только воспитатель - Где же человечки? - дети встают и кричат - Вот они!
(Воспитатель в это время вносит на подносе зажженные свечи и приглашает детей в импровизированную лабораторию, для проведения опытов)
- Ребята, а кто же приходит на помощь в тушении пожара?
(ответы детей)
- А еще очень важно знать: если в доме возникло возгорание и пока небольшое пламя не превратилось в большой пожар - его можно погасить? Чем можно потушить небольшое пламя? (ответы детей - песком, землей, водой)
Дети выбирают себе песок, воду или землю, воспитатель расставляет свечи, дети тушат свечи.
(Воспитатель берет себе пустые ёмкости - прозрачную и непрозрачную)
- Ребята, а как вы думаете пустой чашкой можно затушить свечу?
- Почему свеча затухла? (делают выводы - закончился кислород)
ВЫВОД: Потушит огонь можно, если ограничить доступ кислорода
ИТОГ: Вот и погасла наша последняя свеча! Наше занятие подошло к концу.
- Что понравилось? - Что запомнилось? - Что нового узнали?
Видео: https://www.youtube.com/embed/P6RhBJfj5E8