Елена Табанакова
Консультация «Взаимодействие педагога-психолога с семьёй воспитанника в условиях ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие педагога-психолога с семьёй воспитанника в условиях ФГОС»
В настоящее время в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», ФГОС, приоритетной задачей работы групп детей дошкольного возраста, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Семья, первая общественная ступень в жизни человека. Роль семьи в воспитании детей огромна. Семья влияет на ребенка, приобщая его к окружающей действительности, посредствам родительского слова, действия. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания, умения и навыки жизни в обществе. Под влиянием взрослых формируется основа его мировоззрения, усваиваются нравственные нормы поведения, закладывается основа социального «Я». На определенном отрезке дороги детства, ребенок поступает в дошкольное учреждение. Это событие влечет за собой значительные изменения, как в жизни ребенка, так и родителей. Здесь, все новое, незнакомое. С этого момента идти ребенку по дороге своего детства становится труднее. Легче, если родители обеспечат ребенку защиту, поддержку, эмоциональный комфорт, учитывая, что именно в детском саду возникают первые трудности, связанные с развитием и поведением ребенка. Труднее, если родители не станут принимать участия в жизни ребенка, своевременно не окажут помощь, тем самым сформировав негативные черты личности, закрепив нежелательное поведение ребенка.
Публикация «Консультация „Взаимодействие педагога-психолога с семьёй воспитанника в условиях ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной, так как участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, потому, что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка. Актуальность проблемы состоит еще и в том, что детский сад – является первым вне семейным социальным институтом, первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
Работа с родителями и семьёй в целом представляет собой важное направление в деятельности психолога, т. к. именно в семье осуществляется воспитание и социализация ребёнка.
Основными формами взаимодействия с родителями в нашем саду являются:
консультации;
беседы с родителями;
информационные уголки;
выступления на родительских собраниях.
Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Исходя из этого, возникла необходимость совершенствовать нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников с целью формирования активной педагогической позиции родителей.
Нетрадиционные формы работы - новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.
В нашем дошкольном образовательном учреждении активно используется нетрадиционные формы: Конкурсы и проекты.
Проекты тема: «С добром в сердце», краткосрочный. Участники: воспитанники, педагоги, родители. Цель: формирование и закрепление представления о нравственных чувствах и эмоциях. Задачи: настроить детей на положительное отношение к окружающим; закрепить у детей понятие добрые поступки в жизни и какова их значимость; развить у детей чувство эмпатии. Планируемые результаты: сформировать понятие «Родственные отношения» и «Поколение»; закрепит уважительное отношение к родным; получить знания и представления о семейной традиции и семейной истории.
Второй проект - Недели психологии в детском саду «Спешите делать добро».
Цель: активизация совместной деятельности всех участников образовательного процесса; формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками, мотивирование детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей. Задачи: уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей; формирование умения оценивать поступки окружающих; закреплять знания правил вежливого общения; совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушать товарища, искренно высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей); поощрять стремление ребёнка совершать добрые поступки; воспитывать отзывчивость, дружелюбие; желание сделать что-то для других людей, принести им пользу; содействовать формированию у родителей убеждённости и потребности строить взаимоотношения с детьми на основе принципов нравственности; привлекать родителей к совместной творческой деятельности. Ожидаемые результаты: У детей- формируются представления о добре и зле, знания о способах выражения доброты друг другу, родным и окружающим людям; дети узнают и смогут называть пословицы, поговорки о доброте, дружбе, смогут использовать «мирилки» в конфликтной ситуации; у педагогов – повышается уровень профессиональной компетентности и мастерства по формированию основ нравственной культуры у дошкольников; у родителей – усиливается взаимосвязь в вопросах воспитания нравственных качеств между семьёй и детским садом; родители приобретут знания в области межличностного общения с ребёнком.
Долгосрочный проект Родительский клуб «В гармонии с ребенком». Цель: преодоление барьера недоверия родителей к ДОУ, установление и развитие доверительно-партнерских отношений между родителем и ребенком, семьей и педагогами, удовлетворить потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ, а так же осуществление адаптационных мер при переходе детей из домашней среды в ДОУ. Задачи: познакомить родителей с различными вопросами дошкольной педагогики и психологии, особенностями физического развития дошкольников на конкретных примерах; развивать взаимопонимание взрослых и детей, используя вербальные и невербальные средства общения; развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности; расширять представление родителей о развитии и воспитании детей. Ожидаемый результат работы семейного клуба в детском саду: создание положительной эмоциональной среды общения между всеми участниками образовательного процесса; активизация и обогащения педагогических и психологических знаний и умений родителей; повышение психолого-педагогической и правовой культуры родителей; развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
Для чего это все делается. Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. С помощью этих форм работы можно добиться понимания между детьми и родителями.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. Сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Мы хотим заметить, что внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно, чтобы родители были не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка.