Светлана Пшеничных
Консультация для педагогов «Работа по взаимодействию с семьёй в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
• повышение педагогической культуры родителей.
• вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
• совместная работа по обмену опытом.
Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
• Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
• Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
• Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях
В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. И обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего детский сад, в отдельности не может ни один из них. Становится необходимостью, хотя бы частичное взаимодействие родителей и педагогов. В наше время большинство родителей в жизни группы не участвуют. Объясняют они это не только занятостью мам и пап, но и их не желанием некоторых просто. Каждый интересуется только тем, как его ребёнок кушал, не обижал ли кто его и уже потом успехами. Родители, в большинстве, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. И мы, воспитатели, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Что же нужно сделать, чтобы родители поняли, при взаимодействии с воспитателем выигрывает только ребёнок?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей не только наблюдателями, но и участниками воспитательного процесса?
Из своего 25 летнего опыта я приблизительно подразделяю родителей на три категории:
Родители – которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, предлагают мероприятия и темы их.
Родители – которые принимают участие при условии значимой мотивации (грамоты, призы и т. п.).
Родители –которые критически наблюдают.
Они, как и педагоги разные: у каждого свой характер, привычки, понимание важности того или иного вопроса в жизни ребенка. Правильнее не отказываться понимать и принимать, а учиться находить компромиссы, которые идут на пользу всем- детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детского сада.
Несколько видов участия родителей в работе группы:
- оказание разовой помощи;
-участие в организации образовательной работы с детьми на занятиях
-участие в качестве постоянных добровольных помощников;
-участие в принятии решений относительно своего ребенка или группы, которую он посещает.
Исходя из этого, строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации и признания характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности.
В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы:
• мастер-классы,
• дни открытых дверей,
• совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,
• участие родителей в семейных конкурсах, выставках,
• организация совместной трудовой деятельности,
• наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
• консультации,
• анкетирование,
• индивидуальные беседы и др.
Что же получают дети в процессе дружной работы воспитателя и родителей!
- в их сознании возникает позитивная связь между семьей и детским садом.
- присутствие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
- у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;
- знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт ребёнка.
- дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей)и относятся к ним как к источнику знаний и опыта;
- взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности;
- дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.
Привлечение родителей к работе с детьми в группе создаёт дополнительную возможность реализовать сложный, с точки зрения воспитателей, индивидуальный подход.
Связь между семьёй и детским садом строится на доверии.
А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить активный, непрерывный, и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ.
УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:
1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
2. Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
3. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
4. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
5. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
6. Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.
Желаю удачи в каждодневной работе с родителями!