Елена Жданько
Опыт работы «Воспитание детей в ДОУ с учётом их гендерных особенностей»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе существует такой вариант воспитания : и девочек, и мальчиков женщины-воспитатели. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей чаще всего воспитывают женщины : дома - мама или бабушка, а в детском саду –женщины воспитатели. Наблюдая за воспитанниками нашего детского сада, мы отметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.
Публикация «Опыт работы „Воспитание детей в ДОУ с учётом их гендерных особенностей“» размещена в разделах
Значит, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Период дошкольного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом. Основываясь на свой практический опыт, я могу сказать с уверенностью, что мальчики и девочки способны воспринимать окружающий мир по-разному. Они по-разному слышат, видят, чувствуют, воспринимают пространство и время, а также переживают и осмысляют увиденное. Поэтому гендерные особенности важно учитывать в процессе воспитания и обучения детей.
В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, мы считаем, что именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Неслучайно и сегодняшнее игра-занятие было построено с использованием этой формы работы.
Приняв летом этого года наших детишек из второй младшей группы, мы приложили немало усилий, чтобы малыши полюбили новую группу. Вначале, чтобы вызвать у детей интерес к игровому уголку, желание действовать с игрушками, предложили девочкам и мальчикам указать на те игрушки, с которыми они хотели бы играть. После того, как мальчики и девочки осуществили свой выбор, девочки придумали имена куклам, а мальчики - клички животным.
При создании предметно-развивающей среды в группах детского сада учитывали: возраст, уровень развития каждого ребенка, сезонность, половой состав групп, интересы, способности и склонности всех воспитанников. Было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака. Большое внимание уделялось сюжетно-ролевым играм. Детям давалась уникальная возможность приобрести гендерно - ориентированные знания через ознакомление их с ролью мальчиков и девочек в обществе, привитие нравственных качеств, присущих мужскому и женскому полу. Через знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов мужской и женской одежды, инструментов, необходимых людям разных профессий, знакомство с названиями родственных связей, чтение художественных произведений, ориентированных на девочек и мальчиков, у детей формируется связная речь, обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе. Для более успешного закрепления полученных гендерных знаний для дошкольников в группах были оформлены миры Девочек и мир Мальчиков, также были разработаны и изготовлены разнообразные дидактические игры «Подскажи словечко», «Скажи по- другому», «Фантазеры», «Путаница», «Что сначала, что потом», «Что нужно для игры девочке, что мальчику», «Превращалки», «Мой дом» и много других игр, которые помогли детям расширить знания, познакомить с нормами поведения мальчиков и девочек принятых в обществе, прививая нравственные качества и развивая познавательно-речевые способности. Общепризнанным фактом является высказывание о том, что полноценное развитие детей с учётом гендерной социализации возможно лишь при тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ и родителей.
Ежегодно проводятся праздники «Наши защитники», «8 Марта»,»Конкурсы чтецов» по этим же темам. Заучивание стихов о папе, как сильном и мужественном защитнике и о маме, как самой нежной. Любимой и заботливой, позволяет развить, обобщить знания детей о качествах присущих папе, как мужчине и маме, как женщине. Опыт работы показал, что теперь родители не зрители и наблюдатели педагогического процесса, а активные участники различных мероприятий и даже инициаторы некоторых из них. Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Повторная диагностика воспитанников показала, что расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки — доброжелательными по отношению к мальчикам. Я не стала останавливаться на достигнутых результатах, изготовление маркеров совместно с родителями, которыми обозначаем шкафчики для одежды и шкафчики для полотенец, что безусловно радует и нас как педагогов и родителей. Но особое внимание мы обращаем на состояние книжных уголков. Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.
Давным-давно наши мудрые предки разделяли методы воспитания девочек и мальчиков. В мальчиках развивали мужественность, а в девочках - женственность. Так им образом к окончанию дошкольного возраста мы сможем увидеть маленьких рыцарей и маленьких принцесс. При выполнении заданий включающих все режимные моменты и организуя Дидактические игры: «Подбери одежду для девочки (мальчика, «Где чьи инструменты?», «Подбери головной убор», «Что лишнее», «Одень куклу Машу», «Женская и мужская работа» и другие. Упражнения: «Волшебная ромашка», «Листочек», «Снежный ком из ласковых имён», «Комплименты» и др. Игры: настольно-печатные (лото, пазлы, подвижные. Специальные игры: «Кто я?», «Принц и принцесса», «Моё имя», «Мне в тебе нравится…» и др.
При выполнении этих конкретных и своевременно организованных заданий возникают представления о различиях между мальчиками и девочками — как во внешнем облике, так и в характере и поведении, воспитывается культура общения в различных ситуациях и игровой деятельности.
Хочется отметить, что гендерное воспитание мальчиков имеет свои недостатки. Так, например, все мы часто повторяем: «Мужчины не плачут!». А между тем, мужчины на много более чувствительны, чем женщины. Психология женщины склонна легче воспринимать неприятные события в жизни. Девочки более склонны помогать и сочувствовать. Поэтому все считают, что они более нежные и ранимые существа. А значит, их эмоции совершенно естественны. Но мальчики могут быть на много более эмоциональны и ранимы. И это бы никак не влияло на их жизнь, если бы не ежедневные рассказы о том, что мальчик должен быть сильным, и жить не чувствами, а логикой. В результате этого, мальчишки вынуждены постоянно сдерживать бурю эмоций, казаться бесчувственными, не показывая своих истинных переживаний, что приводит к еще большему замешательству в их сознании и постоянному стрессу.
Гендерное воспитание ребёнка не может осуществляться без знаний психологии детей дошкольного возраста. Поэтому, тесная связь с детским психологом просто необходима мне и думаю, всем педагогам, которые утверждают знание детской психологии. В ходе своей практической деятельности на протяжении более 2-летней практики работы с детьми дошкольного возраста, могу позволить себе сделать вывод: Стереотипность наш враг! Не стоит стереотипировать! Ведь дети- это мир непознанности и новых открытий для нас взрослых. Дети – это один непостижимый мир, который делится на ещё миллиарды миров, которые мы будем открывать для себя взрослых и для них самих, что бы сделать мир детства ярким и неомрачённым трудностями общения между девочками и мальчиками.
Действия взрослых прежде всего должны быть направлены, на вырабатывание у мальчиков и девочек уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, формирование правильного отношение между мальчиками и девочками на личном примере. Создавать игровые ситуации, необходимые для закрепления полоролевого поведения. Показывать характерные отличия профессиональных качеств и умений людей разных профессий. Беседуя с детьми об отличиях мальчиков и девочек, подводить их к мысли о том, что главной отличительной характеристикой является поведение. Поощрять в девочках женственные черты, в мальчиках - мужественные. Беседовать с детьми об устройстве и работе организма (как человек дышит, слышит, видит, чем он отличается от кукол и других игрушек). Показывать фотографии, на которых дети запечатлены маленькими. Беседовать о том, чем взрослые отличаются от детей, какими будут дети, когда вырастут. Помнить о том, что особое значение имеет контакт ребенка с матерью, ее материнская любовь. Она закладывает основы доброжелательных отношений ребенка с окружающим миром, дает ему ощущение безопасности уверенности. Отвечать на детские вопросы, связанные с различием полов, рождением ребенка (доступно в соответствии с возрастом ребенка). Понимать, что сексуальные игры детей являются закономерными: они служат для удовлетворения представлений о половых различиях и для правильного становления половой роли. Реакция родителей должна быть обязательной, но правильной, спокойной и недопустимы возмущения и наказания, строгий запрет.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии, родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
Половое воспитание я ориентирую на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели - преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность: игровая, трудовая, художественная.
Изучив много литературы по дошкольной психологии и педагогике, и основываясь на своём опыте, работу с детьми рекомендую осуществлять комплексно, используя все жизненные ситуации и специально подготовленные. Это могут быть:
• организованные занятия (групповые, индивидуальные);
• этические беседы:
• игры:
• момент общения с детьми;
• прогулка, экскурсия.
• самостоятельная работа детей;
• решение моральных ситуаций и т. д.
В первую очередь педагоги и специалисты нашего детского сада изучили и проанализировали книгу Т. Н. Дороновой «Девочки и мальчики 3 - 4 лет в семье и детском саду», также с педагогами были проведены консультации и семинары:
• «Роль детского сада в гендерном воспитании детей дошкольного возраста» (актуальность гендерного воспитания).
• Учет предпочтений и интересов девочек и мальчиков младшего дошкольного возраста при создании предметно-игровой среды в детском саду и семье.
• Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков младшего дошкольного возраста.
• Фольклор с акцентом на гендер.
• Организация сюжетно-ролевых игр.
• Особенности готовности к школе мальчиков и девочек.
• Смотр-конкурс педагогических идей
• Заседание педагогического совета на тему «Внедрение новых форм и методов работы по воспитанию черт будущего семьянина у детей дошкольного возраста (с акцентом на гендер)».
В последнее время специалисты рекомендуют подходить к вопросам гендерного воспитания детей комплексно. (вернусь немного назад, прошу заметить ещё раз, что стереотипность мышления в понятии гендерного воспитания не всегда уместна) Их следует развивать всесторонне, прививая им качества обоих полов. Связано это с тем, что общество выдвигает немного другие требования к полам. Современные женщины вынуждены быть более решительными и действенными, а мальчики должны уметь сочувствовать другим. Так, в девочках воспитывается решительность, а в мальчиках терпимость и умение сопереживать.
Имея признаки поведения, присущие обоим полам ребенку будет легче адаптироваться к требованиям современного мира. Важно при этом соблюдать баланс, так как размытие границ между мужскими и женскими качествами будет негативно влиять на социальное развитие ребенка. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополняемости.
Совремённая ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.
И, конечно же, очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребёнок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Поэтому в процессе руководства детской игрой воспитатель и родители должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.