Резеда Айтумбитова
Проект «Мой край — Югра» в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
(МАДОУ д/с «Алёнка»)
Проект
«Мой - край»
в старшей группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
№ 9 «АБВГдешка»
(возраст детей 5-6 лет)
Воспитатели:
Айтумбитова Р. С.
Кривощекова А.
г. Советский 2023 г.
Проект «Мой – Край»
Знайте, любите свой город
Почаще гуляйте с детьми
Учите название улиц,
Чтоб легче было в пути.
Пусть адрес ребенок свой знает,
Тогда не случится беды.
И если от вас он отстанет,
Публикация «Проект „Мой край — Югра“ в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- ОНР, нарушение речи
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Старшая группа
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
То он непременно найдет
Свой дом по названию улицы,
Где вместе с семьей он живет.
Актуальность:
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей малой Родине – месту, где родился, к своему родному городу. Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, городу. Формирование у детей любви к Родине это – накопление ими социального опыта жизни о своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. И одна из важных наших задач воспитать в детях бережное отношение ко всему тому, что их окружает, осознать себя частью города, заложить фундамент личности в ребёнке.
Цель:
Создание условий для обогащения знаний детей о родном городе.
Сформировать у детей и родителей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего города Советский, уважение к его жителям, воспитание любви к родному городу, уважение к его традициям и обычаям.
Задачи:
• Воспитание любви и интереса к родному городу.
• Изучить историю родного города, познакомить с улицами, достопримечательностями, а также с его жителями и их профессиями.
• Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по сбору информации по заданной теме.
• Познакомить с различными источниками получения информации.
• Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
Тип работы:
• Познавательный, прикладной.
• Групповой.
• Творческий.
• Долгосрочный (продолжительностью три месяца)
Участники проекта:
• Воспитатели
• Дети старшей группы № 9 «АБВГДешка»
• Родители
Предполагаемые результаты:
Для детей: ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; расширение знаний об истории родного города, посёлка; самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.
Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
Результат проекта:
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Родители вместе с детьми представили очень интересные проекты по теме «Улицы нашего города». Интересно вели рассказ, сопровождая показом фотографий.
Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк данных по истории улиц нашего города.
Реализация проекта: «Мой край – Югра»
(Зал оформлен, выставлены макеты – Наш город, оформлена выставка рисунков по данной теме, альбомы, подготовлены места: столы и стульчики для участников, выставлен экран для просмотра слайдов).
Дети заходят в зал под песню:
В. : Дети заходят в зал, приветствуют гостей.
В. : Послушайте стихотворение:
Жура - Жура - Журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил.
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили Журавля:
- Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!
В. : Вы согласны со словами журавля? (да)
Почему? (живет мама, папа, семья)
В. : живём мы вместе, отмечаем вместе общие праздники, говорим на одном языке.
В. : как называется наша страна? (Наша страна называется Россия).
В. : у каждого человека есть родной край,
В. : как называется край, в котором мы живем? (Ханты – Мансийский округ)
В. : у каждого человека есть родная земля, то место, где родился человек и живет. Это может быть – село, деревня, город. И называется это место «Малая Родина».
В. : как называется город, в котором мы живем? (город Советский)
В. : Давайте рассмотрим на карту нашего округа, посмотрите какой он большой. … Найди на карте наш город, наш город какой? (маленький)
В. : что больше округ или город? (округ больше, чем город)
В. : вы все родились в нашем городе. Значит-это ваша малая Родина. И куда бы вы не уехали, в каких дальних городах бы вы не жили вы всегда будете помнить город, где вы родились.
В. : Послушайте стихотворение о нашем крае.
1: Я счастлив, что в крае Югорском родился,
Что с ним я судьбою навек породнился.
Горжусь я, и гордость свою не скрываю
Стихи я и песни Югре посвящаю!
2: не зря край родной мой Югорским зовут,
Фонтаны из нефти до неба здесь бьют,
И там, где шумела когда-то тайга,
В лесах новостроек теперь города.
3. Город славный есть на карте, и я его люблю.
Город мой Советский я Родиной зову.
Улицы красивые его просторы бороздят,
По которым ездят, ходят множество ребят.
В. : сегодня предлагаю вам отправиться на необычную экскурсию. А куда, узнаете, если отгадаете загадку, послушайте:
Где обычно мы, к примеру,
Ходим в парки, бродим в скверах,
И женщин видим часто
С детишками в колясках?
Сто домов и улиц двадцать,
Пешеходы и такси.
Что за чудо это, братцы?
Кто же знает? Подскажи.
… Правильно – это город.
Во время экскурсии будем создавать книгу «Город, в котором мы живем».
(показать книгу, прикреплённую к мольберту)
(приглашаем выйти в круг, отправляемся в дорогу)
Мы п городу идем (маршируют,
Звонко песню мы поем (покачивают головой вправо – влево напевая: ля – ля – ля)
Мы по улице шагаем (маршируют,
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг – раз, два, Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова (в любую сторону,
Руки вверх и ноги шире,
Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.
(дети стоят в кругу)
(обратить внимание на экран - слайд карта– города)
В. : посмотрите, какой большой наш город, как много улиц и у каждой улицы своё название.
Назовите улицы, которые вы знаете. (Киевская, Гастелло, Строительная, Ленина)
В. : почему улицы носят такие названия? (называют в честь героев, ученых, праздников)
В. : некоторые люди за свою жизнь успевают сделать много полезного для других и их имена долго вспоминают с благодарностью и уважением.
В. : как зазывается первая улица нашего города (лесная) (потому что кругом был лес)
В. : пора оформлять первую страницу.
В. : скажите какой государственный символ есть у всех городов, стран (герб)
(подойдите к столам)
(подходят к столу, на котором тарелочки с разрезными гербами (Россия, Округ, Советский)
(перед вами задание – надо собрать разрезные картинки гербов и найти нужный нам герб)
(Дети собирают, и называют свой герб. 1 ребенок рассказывают о гербе Советского)
1 ребенок – рассказывает, что обозначает символика герба города Советский)
Р. : синий цвет – вода
Ели – тайга
Капелька – есть нефть и газ
Два бобра – есть заповедник, в котором разводят и охраняют бобров.
(ребенок приклеивает картинку герба на первую страницу)
В. : молодцы проходите, садитесь.
В. : гербы бывают не только у городов и стран, бывают семейные гербы.
В. : сейчас Милана расскажет нам о своем семейном гербе.
Слайд (показать на экране)
М. : это герб моей семьи. У меня есть мама, папа, старший брат и младшая сестричка.
Папа работает в охране и занимается лыжными гонками, у папы много кубков.
Мама любит заниматься бегом и работать на компьютере.
Брат учится в школе и занимается плаванием.
Сестра любит петь, рисовать, и ходит со мной на гимнастику. У нас спортивная семья.
В. : молодец, интересно познакомила со своей семьей.
В. : продолжаем нашу экскурсию.
(Подходите к мольберту)
В. : Данил какие памятники ты видел, когда с семьей гулял по городу.
Д. : «Наказ Матери», «Танк»,
В. : Данил, прикрепи картинки памятников.
В. : какие еще есть памятники в нашем городе? ….
В. : идём дальше.
В. : если сейчас правильно соберете картинки, то узнаете, какие здания есть на улице Гастелло.
1. Библиотека
2. Школа №1
3. Школа искусств
4. Здание полиции
5. Садик «Аленка»
6. Ледовый дворец
(дети собирают, и копии картинок крепят к книге)
В. : на какой улице расположены эти здания? (летчик Гастелло)
В. : понравился вам наш город? (да)
В. : но он был не всегда таким. Когда-то на месте нашего города был лес, болота, непроходимая тайга.
В. : Кто жил в тайге?
Д. : жители ханты и манси.
В. : от названий этих народов, наш край и назвали Ханты – Мансийский округ.
В. : чем занимались мужчины? (охотой, рыболовством, оленеводством)
В. : Женщины чем занимались? (чумы ставили, еду готовили, одежду шили)
В. : что особенного есть в одежде хантов и манси (украшали орнаментами)
В. : вот и подошла к завершению наша экскурсия по городу.
В. : вам понравилась экскурсия? (.)
В. : как думаете, чей это город? (наш)
В. : кто хозяин города? (мы хозяева города)
В. : А хозяева должны свой город беречь, заботиться о нем.
В. : как мы с вами можем беречь наш город? ….)
В. : каким будет родной город, зависит от нас.
В. Помечтайте. Какие бы вы хотели увидеть улицы будущего?
Я верю, что, когда вы станете взрослыми, вы воплотите в жизнь все свои мечты и наш город станет ещё красивее.