Папки-передвижки

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ

Татьяна Цыбулько
Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ

Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в особой организации коррекционно-развивающего процесса, содержание и формы которого должны учитывать возможности данного контингентадетей,в зависимости от тяжести дефекта. С целью осуществления коррекционной работы на базе МДОУ ЦРР Кристаллик - детский сад №30функционируетлогопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции тяжелых речевых нарушений.

Цель работы логопеда ДОО:оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Задачи логопедической службы ДОО:

Публикация «Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ» размещена в разделах

- осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

- предупреждатьнарушения устной и письменной речи у детей дошкольного возраста;

- развиватьу детей дошкольного возраста произвольное внимание к звуковой стороне речи;

- вести пропаганду логопедических занятий среди педагогов ДОО, родителей воспитанников (лиц их замещающих);

- воспитывать у детей стремление преодолеватьнедостатки речи, сохранять эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

- совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;

- интегрировать воспитание и обучение детей общеобразовательной группы с получением специализированной помощи в развитии речи.

В практике современного образования усиливается разрыв между реальной ситуацией возрастания потребности в коррекционно – предупредительном воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно – правовой базой, регламентирующей деятельность логопункта ДОО и сдерживающей оказание своевременной логопедической помощи детям.

При анализе имеющихся к настоящему времени положений о дошкольных логопедическим пунктам по отдельным городам и субьектам РФ обнаруживается много расхождений и несоответствий, касающихся специфики логопедической работы с детьми дошкольного возраста в ДОО. Эти расхождения и несоответствия касаются:

- перечня видов и форм речевых недостатков, с которыми зачисляются дети;

-механизма зачисления;

- количества одновременно занимающихся в логопункте детей;

- рекомендованной частоты индивидуальных и групповых занятий детей с различной структурой речевого дефекта;

- перечня документации учителя-логопеда.

Несоответствия в ряде положений вызваны главным образом тем, что за основу в них взято письмо Министерства образования России от 14.12.2000 г. № 2 Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Формулировка названия письма дает возможность предполагать, что оно относится и к деятельности логопедического пункта ДОО, так как детские сады являются тоже общеобразовательными организациями. Но данное письмо целиком и полностью определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что следует из содержания письма и приложений к нему.

Жестко регламентировать работу логопеда в данных условиях нецелесообразно, так как жесткая регламентация приведет к формальности в работе, не позволит в полной мере учитывать структуру речевого дефекта и психофизические особенности каждого ребенка; ограничит инициативу и творческий подход к решению коррекционных, организационно-методических задач логопеда.

В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет (94%, 5–6 лет (89%). При этом помощь в рамках дошкольного логопункта получают только дети старшего (подготовительного) возраста, а с младшими работа сводится к созданию банка данных о речевых нарушениях и консультированию родителей.

В ходепрофилактической работыв сентябре и мае проводится логопедическое обследование младших и средних групп детского сада, анализ медицинских карт. Заполняются протоколы обследования, уточняются логопедические заключения и проводится индивидуальное консультирование родителей и воспитателей по результатам проведенного обследования, где даются соответствующие рекомендации.

Детей имеющих сложные речевые дефекты рассматривают на заседании ППк ДОО, рекомендуют посещение и консультацию ПМПК по месту жительства.

Но зачастую, родители не соглашаются менять дошкольное образовательное учреждение и дети имеющие сложный речевой дефект остаются,в статусе ребенка с ОВЗ, на логопункте детского сада. Для таких детей разрабатываются индивидуальные коррекционные маршруты, адаптивные образовательные программы в зависимости от сложности и специфики дефекта. Разработка и реализация индивидуального маршрута развития реб нка с ОВЗ включает в себя:

-мониторинг индивидуального психо-речевого развития;

-коррекцию речевой функции;

-коррекцию речевого дыхания;

-логопедический массаж;

-использование в коррекционном процессе кинезиотейпирования:

-темпо-ритмическую организацию движений;

-кинезиологические упражнения на развитие межполушарных взаимодействий;

-развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

В коррекционную работу с данной категорией детей стараемся подключить и психологическую службу, узких специалистов дошкольного учреждения и конечно, воспитателей и родителей.

Специфика работы на дошкольном логопункте в отличии от работы логопеда в группе коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи состоит в следующем:

-работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ. В отличие от специализированного ДОУ (групп, задача коррекции речи в логопункте является дополнительной. В расписании детей нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы. Логопед на логопункте для воспитателя все равно что повар, у каждого своя работа. Педагоги работают по своим планам, испытывают трудности при контроле за правильным произношением звуков, не имеют стимула в выполнении этой работы;

- в логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, логоневроз, дизартрия, дислалия и др.);

-для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки Филичевой Т. Б., Ушаковой О. С., Ткаченко Т. А., Грибовой. О. Е., Громовой О. Е., Соломатиной Г. Н., Коноваленко В. В и С. В. и др. ;

-логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут, краткосрочные (2-3 раза в неделю);

-логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада. Зачисление детей на логопедические занятия происходит через ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию, которая ставит речевое заключение, дает родителям и логопеду официальный документ.

По количеству одновременно занимающихся и общему количеству детей, прошедших через занятия в логопедическом пункте в течение учебного года, целесообразно определять как максимальное, так и минимальное число занимающихся. При наличии большого количества детей с тяжелыми нарушениями речи невозможно вписать во временные рамки рабочего времени логопеда более чем 12 детей. В то же время при выявлении у большинства детей только легких недостатков речи можно проводить занятия и с 20 детьми. То же касается и сроков коррекционной работы, и основных форм организации коррекционно-речевой работы и частоты проведения занятий.

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи.«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. «Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. Конспект открытого интегрированного занятия для воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ
Опубликовано: 20 апреля 2025 в 20:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Цыбулько (УИ 526573) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД