Татьяна Цыбулько
Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ
Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в особой организации коррекционно-развивающего процесса, содержание и формы которого должны учитывать возможности данного контингентадетей,в зависимости от тяжести дефекта. С целью осуществления коррекционной работы на базе МДОУ ЦРР Кристаллик - детский сад №30функционируетлогопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции тяжелых речевых нарушений.
Цель работы логопеда ДОО:оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Задачи логопедической службы ДОО:
Публикация «Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ» размещена в разделах
- осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
- предупреждатьнарушения устной и письменной речи у детей дошкольного возраста;
- развиватьу детей дошкольного возраста произвольное внимание к звуковой стороне речи;
- вести пропаганду логопедических занятий среди педагогов ДОО, родителей воспитанников (лиц их замещающих);
- воспитывать у детей стремление преодолеватьнедостатки речи, сохранять эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;
- совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;
- интегрировать воспитание и обучение детей общеобразовательной группы с получением специализированной помощи в развитии речи.
В практике современного образования усиливается разрыв между реальной ситуацией возрастания потребности в коррекционно – предупредительном воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно – правовой базой, регламентирующей деятельность логопункта ДОО и сдерживающей оказание своевременной логопедической помощи детям.
При анализе имеющихся к настоящему времени положений о дошкольных логопедическим пунктам по отдельным городам и субьектам РФ обнаруживается много расхождений и несоответствий, касающихся специфики логопедической работы с детьми дошкольного возраста в ДОО. Эти расхождения и несоответствия касаются:
- перечня видов и форм речевых недостатков, с которыми зачисляются дети;
-механизма зачисления;
- количества одновременно занимающихся в логопункте детей;
- рекомендованной частоты индивидуальных и групповых занятий детей с различной структурой речевого дефекта;
- перечня документации учителя-логопеда.
Несоответствия в ряде положений вызваны главным образом тем, что за основу в них взято письмо Министерства образования России от 14.12.2000 г. № 2 Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Формулировка названия письма дает возможность предполагать, что оно относится и к деятельности логопедического пункта ДОО, так как детские сады являются тоже общеобразовательными организациями. Но данное письмо целиком и полностью определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что следует из содержания письма и приложений к нему.
Жестко регламентировать работу логопеда в данных условиях нецелесообразно, так как жесткая регламентация приведет к формальности в работе, не позволит в полной мере учитывать структуру речевого дефекта и психофизические особенности каждого ребенка; ограничит инициативу и творческий подход к решению коррекционных, организационно-методических задач логопеда.
В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет (94%, 5–6 лет (89%). При этом помощь в рамках дошкольного логопункта получают только дети старшего (подготовительного) возраста, а с младшими работа сводится к созданию банка данных о речевых нарушениях и консультированию родителей.
В ходепрофилактической работыв сентябре и мае проводится логопедическое обследование младших и средних групп детского сада, анализ медицинских карт. Заполняются протоколы обследования, уточняются логопедические заключения и проводится индивидуальное консультирование родителей и воспитателей по результатам проведенного обследования, где даются соответствующие рекомендации.
Детей имеющих сложные речевые дефекты рассматривают на заседании ППк ДОО, рекомендуют посещение и консультацию ПМПК по месту жительства.
Но зачастую, родители не соглашаются менять дошкольное образовательное учреждение и дети имеющие сложный речевой дефект остаются,в статусе ребенка с ОВЗ, на логопункте детского сада. Для таких детей разрабатываются индивидуальные коррекционные маршруты, адаптивные образовательные программы в зависимости от сложности и специфики дефекта. Разработка и реализация индивидуального маршрута развития реб нка с ОВЗ включает в себя:
-мониторинг индивидуального психо-речевого развития;
-коррекцию речевой функции;
-коррекцию речевого дыхания;
-логопедический массаж;
-использование в коррекционном процессе кинезиотейпирования:
-темпо-ритмическую организацию движений;
-кинезиологические упражнения на развитие межполушарных взаимодействий;
-развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
В коррекционную работу с данной категорией детей стараемся подключить и психологическую службу, узких специалистов дошкольного учреждения и конечно, воспитателей и родителей.
Специфика работы на дошкольном логопункте в отличии от работы логопеда в группе коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи состоит в следующем:
-работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ. В отличие от специализированного ДОУ (групп, задача коррекции речи в логопункте является дополнительной. В расписании детей нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы. Логопед на логопункте для воспитателя все равно что повар, у каждого своя работа. Педагоги работают по своим планам, испытывают трудности при контроле за правильным произношением звуков, не имеют стимула в выполнении этой работы;
- в логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, логоневроз, дизартрия, дислалия и др.);
-для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки Филичевой Т. Б., Ушаковой О. С., Ткаченко Т. А., Грибовой. О. Е., Громовой О. Е., Соломатиной Г. Н., Коноваленко В. В и С. В. и др. ;
-логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут, краткосрочные (2-3 раза в неделю);
-логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада. Зачисление детей на логопедические занятия происходит через ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию, которая ставит речевое заключение, дает родителям и логопеду официальный документ.
По количеству одновременно занимающихся и общему количеству детей, прошедших через занятия в логопедическом пункте в течение учебного года, целесообразно определять как максимальное, так и минимальное число занимающихся. При наличии большого количества детей с тяжелыми нарушениями речи невозможно вписать во временные рамки рабочего времени логопеда более чем 12 детей. В то же время при выявлении у большинства детей только легких недостатков речи можно проводить занятия и с 20 детьми. То же касается и сроков коррекционной работы, и основных форм организации коррекционно-речевой работы и частоты проведения занятий.