Ирина Малышева
Консультация «Театрализовано-игровая деятельность, как фактор развития речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают видеть и осознавать результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Публикация «Консультация „Театрализовано-игровая деятельность, как фактор развития речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Для развития речи необходимы такие условия, в которых ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства публично, не стесняясь посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве.
Развивать речь и привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, его интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей. Лучше начинать ею заниматься с раннего возраста, так как ранний возраст является сензитивным для развития речи.
Русские народные игры и потешки способствуют развитию интеллекта и речи. Малышам полезно напевать песенки, делая массаж каждому пальчику, загибать их, повторяя слова снова и снова. Слова напеваются ритмично, выполняя движения руками в такт песенке или стихотворению.
Любое детское стихотворение может стать основой для пальчиковой игры. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх» и т. д.
Уже годовалому крохе полезно играть со взрослыми в забавные и веселые игры. Дети от года до двух хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик. С помощью пальчиков можно объяснить и показать все от игрушек до чисел и букв. Научившись изображать с помощью пальчиков знакомые предметы, игрушки, животных, ребенок начнет придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью все тех же незаменимых пальчиков. Ребенку 2-3 лет нравятся игры с энергичными движениями рук - «забиваем гвозди», «пилим стол», «месим тесто».
Виды театра
Существует много видов театра, используемых в дошкольном образовании, а также на группах раннего возраста.
Пальчиковый театр
Перчаточный театр
Театр рукавичек
Театр резиновой игрушки
Театр картинок (фланелеграф)
Театр кружек
Театр народной игрушки
Поручайте малышам исполнение только тех ролей, с которыми они действительно смогут хорошо справиться.
Все выше перечисленные виды театров направлены не только на развитие речи, но на развитие мелкой моторики рук (пальчиковые игры, пальчиковый театр, перчаточный, театр рукавичек, на развитие воображения, памяти, творческих способностей детей раннего возраста. Также представленные виды театров будут способствовать звукоподражательной, звукопроизносительной стороне речи, грамматическому строю языка.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и в присутствии посторонних лиц. К этому важно приучать еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям пред зрителями. В этом огромную помощь могут оказывать театрализованные занятия в дошкольных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.
Поэтому выбранное направление педагогической деятельности всегда актуально.
Примерные театральные игры, используемые в работе с детьми раннего возраста
Этюд «Наши уточки с утра» (для театра картинок на фланелеграфе)
Наши уточки с утра
Ведущий. Наши уточки с утра --
Ребенок. Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Ведущий. Наши гуси у пруда --
Ребенок. Га-га-га! Га-га-га!
Ведущий. А индюк среди двора --
Ребенок. Бал-бал-бал! Балды-балда!
Ведущий. Наши гуленьки вверху --
Ребенок. Грру-грру-у, грру-у, грру-у!
Ведущий. Наши курочки в окно --
Ребенок. Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!
Ведущий
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет
Ребенок. Ку-ка-ре-ку!
Этюд «Курочка-рябушечка» (для театра картинок на фланелеграфе)
Курочка-рябушечка
Ведущий
Курочка-рябушечка,
Куда ты пошла?
Ребенок
На речку.
Ведущий
Зачем ты пошла?
Ребенок
За водичкой.
Ведущий
Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
Ребенок
Цыпляток поить.
Ведущий
Курочка-рябушечка,
Как цыплятки просят пить?
Ребенок
Пи-пи-пи,
пи-пи-пи!
Спектакль «Аленушка и лиса» (для театра картинок на фланелеграфе)
Этюд «Котик серенький» (для театра кружек)
Котик серенький присел
На печурочке
(Поставьте кружку с изображением котика на стол.)
И тихонько запел
Песню Юрочке.
(Можно называть имена конкретных малышей.)
Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
Этюд «Ой, бычок» (для театра кружек)
Ой, бычок, мой бычок,
Золотистый бочок,
Рога твои бодливые,
Копытца торопливые.
Ты иди, не топочи,
Не бодайся, не мычи:
Спят еще ребятки,
Утром спиться сладко!
Спектакль «Репка» (для театра кружек)
Примерные театральные игры, используемые в работе с детьми раннего возраста.
«Идет коза рогатая» (для театра народной деревянной игрушки)
«Киска» (для театра народной деревянной игрушки)
Идет кисонька из кухни,
У ней глазоньки опухли.
О чем, кисонька, ты плачешь? Кисонька
Как мне, кисоньке, не плакать,
Повар пеночку слизал,
Да на кисоньку сказал.
Спектакль «Теремок» (для театра народной деревянной игрушки)
Таким образом, можно сделать вывод, что виды театров многообразны, они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и делают жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей.
Используемая литература:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -
М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М. : РОСМЭН, 2000.
3. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра : Программа художественно-эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.
4. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 2-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2005.
6. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М. : “Скрипторий 2003”, 2006.
7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта-Книга, 2007.
8. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М. : Просвещение, 1969.
9. Карпов А. В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб. : Речь, 2008.
10. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
11. Лаптева Е. В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М. : Астрель, 2013.
12. Лебедев Ю. А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М. : ВЛАДОС, 2001.
13. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.
14. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М. : АРКТИ, 2001.
15. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М. : Школьная пресса, 2000.
16. Рахно М. О. Домашний кукольный театр. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008.
17. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М. : Мнемозина, 1995.
18. Скурат Г. Г. Детский психологический театр : развивающая работа с детьми и подростками. – СПб. : Речь, 2007.
19. Татаринцева А. Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб. : Речь, 2007.
20. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб. : Речь; М. : ТЦ Сфера, 2008.
21. Толченов О. А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста : Нескучалия. - М. :ВЛАДОС, 2001.
22. Федорова Г. П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб. : “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
23. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М. : Просвещение, 1990.
24. Шорыгина Т. А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
25. Шорыгина Т. А. Праздники в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010.