Получи документы

Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста

Ирина Федоровна Козлова
Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста

Игровое оборудование должно видоизменяться, иметь множество функций, должно быть трансформируемое, таким, чтобы дети могли самостоятельно его передвигать в групповом пространстве. Этим требованиям соответствуют многофункциональные ширмы.

Ширма – элемент интерьера группы, небольшая складная перегородка напольная или настольная, состоящая из рам, затянутых материей, и имеющая разное количество секций: от одной до четырех. Может разбивать пространство комнаты или стола на два не вполне изолированные части, использоваться для различных видов детской деятельности. Ширма может иметь одну или несколько функций. Например, использоваться только для театрализованной деятельности. Если материал, который натягивается на раму ширмы, можно менять, то ширма становится многофункциональной. Размер ширмы зависит от ее назначения. Высота напольных ширм для детей дошкольного возраста может составлять от 80 см до 1 м 40 см. Настольные ширмы лучше делать высотой от 15 см, но чаще используются не менее 40 см. Многофункциональная ширма может состоять из двух, трех и более секций. Каждая секция имеет свое функциональное назначение в зависимости от ее оформления. Ширму можно изготовить из разных материалов. Главное, чтобы они отвечали требованиям безопасности, были не токсичны, легки и гигиеничны. Для этого подойдут следующие материалы: пластик, ткань (флис, тюль, ситец, нейлон) искусственная кожа, полиэтилен, резина, дерево, поликарбонат, бумага. Наиболее легкие и мобильные получаются ширмы, рамы которых изготовлены из пропиленовых сантехнических труб. Полотнище ширмы может быть закреплено с помощью кнопок, пуговиц, тесьмы или липучек. Для крепления элементов ширмы используются разнообразные способы (кнопки, карманы, резинки, крючки, прищепки, завязки, липучка).

Публикация «Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Можно использовать секции ширмы для сенсорного развития детей и развития мелкой моторики. Для этого используются драпировки из ткани, шнуровки, ленточки, липучки, пуговицы, замки, резинки и др. Полотнище секции можно заменить сеткой, через ячейки которой можно просовывать разноцветные ленточки или шнурки, создавая узоры или обозначая контур рисунка. На липучки можно вешать геометрические фигуры, классифицировать их по цвету, форме, величине и тоже составлять узоры. Если на полотно секции ширмы пришить пуговицы, то к ним на ширму можно вешать контурные изображения предметов (ягодки, птичек, фрукты, насекомых, животных, у которых есть специальные петельки, придумывать сказки, используя их, и просто воображать и фантазировать.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Это наглядно-пространственная модель, в которой закодирован текст путем использования картинок, слов, букв, символов, пиктограмм, схем. Это определение ассоциативных и ситуативных связей, выделение ключевых слов, составление мнемотехнических цепочек. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Обычно при запоминании текста детям предлагается прослушать его. Таким образом, задействован только один анализатор – слуховой. Предлагая различные виды опоры, мы создаем условия для развития всех психических процессов. Чем больше анализаторов будет принимать участие в составлении рассказа, тем успешнее будет проходить работа в этом направлении. Наличие зрительного плана-схемы делает высказывания чёткими, связными и последовательными.

ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКА И МОДЕЛИРОВАНИЕ

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно - образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи, ассоциативное мышление повысить внимательность. Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас. Для работы с детьми младшего дошкольного возраста я давала цветные мнемотаблицы, для изучения совместно стишков, потешек, в группе появилась специальная папка с мнемотаблицами, результат очень порадовал, дети с большим интересом изучают что-то новое с помощью наглядно-дидактического материала. Соглашусь с высказыванием великого педагога К. Д. Ушинского «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

ЛЭПБУК КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Работая с детьми дошкольного возраста в условиях отсутствия финансирования дидактического и методического обеспечения со стороны государства, педагогами широко используется лэпбук как дидактическое средство для развития речи воспитанников, которое легко изготовить своими руками при небольших затратах. С точки зрения дидактики данная работа осуществляется с учё том основных дидактических и методических принципов:

- принцип взаимосвязи сенсорного,

- умственного и речевого развития,

- принцип обеспечения активной речевой практики,

- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи,

- принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи.

Работа с лэпбуками способствует реализации содержания речевых задач, обозначенных в ФГОС ДО. Содержание лэпбуков подбирается с учетом возможности развития всех сторон речи (фонетики, лексики, грамматики и связной речи, расширения знаний и представлений об окружающем, развития мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку; ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.

Лэпбук :

-информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников [9;4].

Преимущество использования лэпбука в работе с детьми в следующем:

- лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками, эффективная форма овладения речью (культурой речи);

- лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни детского сада;

- лэпбук для педагогов – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный подход; отличный способ преподнесения и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои организаторские и творческие способности;

- лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство мотивации профессионального и творческого развития педагогов, средство повышения компетентности родителей и педагогов[11].

Создание лэпбука состоит из нескольких этапов:

На первом этапе выбирается тема лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от интересов детей и их возраста. В младшем возрасте это могут быть общие темы. В старшем возрасте лучше брать частные темы.

Учитывая особенности возраста воспитанников, вовлечь их в активную речевую деятельность возможно только через «разжигание» интереса к предмету этой деятельности. В психологии и дидактике описано много приёмов позволяющих заинтересовать и увлечь ребенка, основываясь на ведущей деятельности этого сензитивного периода – игре.

Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Чтобы заполнить папки, детям необходимо выполнить определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение, провести наблюдения (за погодой, за птицами, насекомыми, за сезонными изменениями в природе, провести эксперименты по выращиванию растений из семян. В ходе работы с лэпбуками дошкольники получают новые знания по темам, расширяют и обогащают активный и пассивный вокабуляр, а внесение лэпбуков в предметную пространственную развивающую среду в группах, в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы[12].

С точки зрения дидактики данная работа осуществляется с учё том основных дидактических и методических принципов:

- принцип взаимосвязи сенсорного,

- умственного и речевого развития,

- принцип обеспечения активной речевой практики,

- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи,

- принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи.

Публикации по теме:

Двигательно-игровая среда как важнейшее условие для физического развития детей дошкольного возраста «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает кричит, пусть он находится.

Образовательная среда группы как условие развития речи дошкольника РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми.

Консультация для педагогов «Двигательно-игровая среда как важнейшее условие для физического развития детей дошкольников» «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает кричит, пусть он находится.

Курсовая работа на тему «Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста» ВВЕДЕНИЕ Дошкольное детство - важный период развития ребенка. Этот возраст уникальный и решающий в становлении личности дошкольника, в развитии.

Опыт работы «Развивающая среда как условие успешной социализации детей дошкольного возраста» Слайд №1 Уважаемые руководители, разрешите представить вашему вниманию опыт работы на тему: «Развивающая среда как условие успешной социализации.

Предметно-игровая среда для детей раннего возраста в семье «Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опаздывайте,.

Предметно-пространственная среда как условие поддержки инициативы и творчества детей Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Предметно-развивающая среда как средство развития детей среднего дошкольного возраста Среда – это, прежде всего то, что создано человеком. «Это человеческое творчество, это культура». Под развивающей предметно-пространственной.

Развивающая предметно-пространственная среда речевого развития детей раннего и дошкольного возраста Методическая разработка «Компоненты развития речевой деятельности детей раннего возраста» Гусарова Н. А., воспитатель МБДОУ д/с №16.

Развивающая предметно-пространственная среда речевого развития детей раннего и дошкольного возраста Методическая разработка «Компоненты развития речевой деятельностидетей раннего возраста» Гусарова Н. А., воспитатель МБДОУ д/с №16 Правильная,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 июля 2019 в 20:25
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД