Жанар Саналина
Мелкая моторика рук — фактор развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика рук - фактор развития речи детей
дошкольного возраста.
Саналина Жанар Адилхановна, преподаватель пед. дисциплин ЧУ «Колледж Зерек», заведующая заочным отделением.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
Публикация «Мелкая моторика рук — фактор развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2019
В. А. Сухомлинский
Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Наша задача - помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться, и обучаться в собственном ритме. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около третей всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекции кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Мелкая моторика рук - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применение к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относятся большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. С развитием мелкой моторики рук тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Термин «мелкая моторика» сегодня на слуху у всех родителей. Все твердят о том, что её нужно развивать. Но не все чётко представляют, что это такое. Вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
У детей, поступающих в первый класс, ещё не достаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста ещё плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка – у леворуких детей. В данном возрасте хорошим помощником в развитие мелкой моторики станут не только развивающие игрушки, но и выполнение различных комплексов гимнастики, пальчиковых игр, а также занятий, требующие от детей осознанного моторного планирования.
Коррекция нарушения мелкой моторики проходит в следующих направлениях:
Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игра с пальцами).
Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ежики, скалочки, семена).
Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
Завязывание бантиков, шнуровка, застегивание пуговиц, замков.
Игры с нитками (наматывание клубков, закладывание узоров, вышивание, плетение).
Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
Игры в сухом бассейне, наполненный мячиками разной величины или цветными карандашами: о нахождении заданных предметов, об угадывании предмета с закрытыми глазами на ощупь.
Использование технологии Су Джок (работа с различными семенами) : сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
Таким образом, нужно позаботиться о том, чтобы деятельность ребёнка была успешной и приносила ему только положительные эмоции и тогда вместе с развитием мелкой моторики рук, будут развиваться мышление и речь, а, следовательно, исчезнут проблемы в обучении не только в первом классе, но и в дальнейшем.
Я считаю, чем богаче и интереснее жизнь детей в детском саду, чем разнообразнее занятия, тем больше положительных эмоций испытывают дети. А нам, взрослым ничего и не надо – только радость в детских глазах!