Галина Батакина
Консультация для родителей «Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста
Малышу 2-2.5 года. Всего неделю-другую он в детском саду. Период адаптации прошел быстро, легко. На музыкальном занятии он смотрит и слушает с интересом, как поют музыкальный руководитель и воспитатель. Музыкальный руководитель обращается к нему: «Пой с нами песенку!» Малыш молчит. Боится? Не хочет? Не понимает? Может быть и не боится, может быть, и желание есть, но не умеет и не понимает, что именно ему предложено делать. Дома взрослые не привлекали его к пению: «Мал еще, плохо говорит.» это часто выясняется в разговоре с родителями. И когда на музыкальном занятии предлагают спеть, малыш не умеет, а порой даже не понимает значения слова «петь». Взрослый перед исполнением песенки и после говорит: «Вот как я пою песенку» или: «Буду петь», «Как мама спела», то есть обязательно надо связать глагол «петь» с конкретным действием. Через 2-3 занятия ребенок обычно хорошо знает, понимает значение глагола «петь». Но петь не умеет, вызывать его на активность (звукоподражание, подговаривание, подпевание) достаточно сложно. Ребенок с удовольствием слушает, смотрит на вас, просит: «Еще»,но. Сам не поет.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные игры. Консультации
- Темочки
Для работы с детьми раннего возраста подходят народные песенки-потешки (фольклор, такие как «Поет, поет соловушка», «Поет, поет моя Танечка»-мелодии этих песенок совпадают; «Мишка, мишка», «Кошка». «Птички». В этих песнях детям понятен текст. Повторяющиеся слова помогают «включиться» в пение.
Вовлекать детей в подпевание и пение помогают песенки, где есть звукоподражание: «Бобик» Т. Попатенко. Дети быстро и охотно повторяют за взрослыми лай собачки. Сначала они добавляют, удлиняют строчку, ломая фразу, но с каждым занятием звукоподражание звучит более дружно, и ритмический рисунок не нарушается. Постепенно ребенок начнет подпевать некоторые слова, а затем и всю песенку. Все рекомендованные песни разучиваются на музыкальных занятиях.
Очень часто в возрасте 2-3 лет дети вторят в пении. Вы спели первую фразу песни, ребенок прослушал ее. Вы уже поете вторую фразу, а малыш поет первую, вы -третью, а он вторую и так далее. Почему же даже активные дети с хорошей речью вторят в пении? Одной из причин является неправильное разучивание стихов с младшими дошкольниками. Вот пример.
Мама с сыном учит стихотворение, читает первую строчку: «Уронили мишку на пол». Ребенок повторяет: «Уронили мишку на пол». Мама читает вторую строчку: «Оторвали мишке лапу».Ребенок, чувствуя одобрение, повторяет и эту фразу. Мама читает третью строчку, сын повторяет и ее и так далее. В результате - общая радость: все выучили! Только вот малыш почему-то не читает все стихотворение самостоятельно. Никакие просьбы «Прочти про мишку!» не действуют. Но только мама прочтет первую строчку, ребенок тут же ее повторяет. Мама рада: «Умеет! Знает!»-и ждет чтения дальше. Ребенок молчит. Опять и опять он повторяет только с подсказками матери. Навык неправильного заучивания стихов закреплен!
Ребенок пришел в детский сад. Ему нравится петь вместе со
взрослыми и детьми. Прослушав и запомнив первую фразу песни, он
начинает петь ее каноном. Теперь воспитатель и музыкальный руководитель должны исправлять ошибку родителей.
Способствуют речевому развитию детей и пальчиковые игры. Благодаря этим играм ребенок получает разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления, у него формируется концентрация внимания и выдержка. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику.
Насколько ребенку понравится игра во многом зависит от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Большое значение имеют выразительная мимика и речь взрослого, умение сделать в нужном месте паузы, сказать тихо или громко, определить где нужно говорить очень медленно. Дети этого возраста готовы вместе со взрослыми выполнять под музыку движения, постепенно запоминают текст и подпевают.
Во время пальчиковых игр рекомендую:
1. Если в предложенной игре говорится о персонажах или ситуациях незнакомых ребенку, расскажите о них перед игрой, используя игрушки или картинки.
2. Выбрав 1-2 игры, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
3. Если ребенок отказывается от игры – не настаивайте, вернитесь к ней позже.
4. Не следует все время активно помогать малышу или постоянно исправлять ошибки. Лучшая поддержка для ребенка – совместная игра.
Игра «Обезьянки»
Обезьянки вышли погулять, Выполняем движение «фонарики»
Обезьянки стали танцевать Сжимаем и разжимаем кулачки.
Но одна из них ушла домой Ладони прижимаем друг к другу,
поспать, кладем под щечку («спим»)
Потому что надоело танцевать. Выполняем стряхивающие движения
кистями рук («как будто стряхиваем
водичку»).