Новикова Наталия
Способы формирования и развития креативного мышления на занятиях по изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Новикова Наталия Анатольевна - педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДТДиМ»
Статья на тему: «Способы формирования и развития креативного мышления на занятиях по изобразительной деятельности».
Аннотация
В данной статье рассматриваются методы, приемы и эффективные современные технологии как средство развития креативного мышления на занятиях по изобразительной деятельности.
Публикация «Способы формирования и развития креативного мышления на занятиях по изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2023
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что общество нуждается в людях, способных нестандартно подходить к любым изменениям, креативно и качественно решать существующие проблемы, а, следовательно, необходимо подготовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Ключевые слова: креативность, креативное мышление, метод игры, мозговой штурм, метод аналогий (синектика).
Традиционное обучение не в полной мере направлено на приобретение опыта творческой деятельности, что не позволяет человеку в будущем эффективно решать личные и профессиональные проблемы, с которыми он сталкивается в реальной жизни.
Поэтому одной из задач современного образования является создание условий для развития творческих способностей, саморазвития и самосовершенствования.
Креативность (от лат «сreation» созидание) – это творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания.
Креативное мышление – это умение человека использовать свое воображение и гибкость для совершенствования идей и быстрого поиска решений задач, с которыми он не сталкивался раньше.
«Изобразительная деятельность» формирует и помогает творческому развитию личности как нельзя лучше, ведь каждый урок – это творчество, где ребенок свободен в проявлении самовыражения и это оказывает благотворное влияние на развитие ребенка в целом. Систематические занятия искусством способствует развитию наглядно-образного, интуитивного, пространственного, логического, абстрактного мышления, творческого воображения и фантазии. Эти качества являются условием для развития креативного ребенка. Перед преподавателем стоит задача – эффективно «вплести» в содержание курса по «изобразительной деятельности» методы и приемы, которые направлены на развитие креативного мышления.
На своих занятиях я применяю следующие методы и приемы:
Метод игры - игры помогают детям развивать социальные навыки и учат их правильно взаимодействовать с другими людьми. В играх дети примеряют разные роли, учатся взаимодействовать друг с другом.
Мозговой штурм — проблема выносится на общее обсуждение в группе. Каждый высказывает своё решение, в том числе и самое неожиданное. В ходе обсуждений, находим коллегиальное решение, обосновать правильность которого может любой из группы.
Метод аналогий (синектика) — поиск отличий и сходств между объектами, включая себя в качестве того ли иного объекта.
Использование нетрадиционных техник рисования таких как: монотипия, кляксография, пластилинография, рисование мыльными пузырями, так же дает возможность для развития творческой фантазии ребенка.
Формирование креативности происходит в процессе практической деятельности, направленной на поиск идей.
На занятиях по изобразительной деятельности я даю творческие задания по формированию креативного мышления, например: «Страна Геометрия». Ребята создают жителей этой страны, используя геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Стоит включить фантазию и можно бесконечно, добавляя ту или иную фигуру, совершенствовать жителя страны, наделяя его всевозможным мастерством! Вдруг, у квадратного человека, руки стали длиннее, с помощью разложения на треугольники, и он переместился с одного края листа на другой в один скачёк!
Ребята очень любят пластилинографию. Начинаем знакомство с простой прямой пластилинографией, На первом занятии лепное изображение формируется на горизонтальной поверхности. Эту технику способны освоить дети даже дошкольного возраста — для этого отлично подходит простой рисунок, без мелких деталей. В старшем возрасте, дети создают более сложные композиции. Вначале, на плотном листе, делается набросок, который заполняется пластилином. Здесь можно отлично «поиграть» с оттенками и цветом, смешивая и размазывая пластилин. Наслаивая друг на друга, пластилин производит эффект мазков масляной краской.
А как интересно дорисовывать картины друг друга, с последующим обсуждением! А нарисовать фантастическое животное, объединив несколько частей от разных животных в одном, а можно и придумать своё животное, дать ему имя. Каждый должен принимать участие в обсуждении и предлагать свои варианты.
В процессе систематического использования на занятиях по изобразительной деятельности приемов по развитию креативного мышления у детей развивается гибкость и активность восприятия действительности, её преобразование и совершенствование. Это ведет к успеху ребенка, ведь креативное мышление является необходимым условием для любой деятельности человека и способствует развитию ребенка в целом.
Используемая литература:
1. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству : 1-4 кл. – М. :Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с. : ил. – (Б-ка учителя начальной школы).
2. Белозерских Г. М. Развитие творческого потенциала личности. // Начальная школа. - 1994. - №11.
3. Эльконин Д. Б. Психология обучения младших школьников // Педагогика и психология. - 1998. № 10
4. Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015.
5. 30 упражнений для развития креативного