Светлана Чемезова
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной доски
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития познавательного интереса старшего дошкольного возраста посредством интерактивной доски. Дана характеристика познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, а также работа посредством интерактивной доски в условиях ДОО.
Ключевые слова: познавательный интерес, информационные технологии, игра.
Публикация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной доски» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2022
Познавательный интерес в дошкольном возрасте обусловлен новизной, сюрпризностью, проблемностью, изучаемого материала, что позволяет поддерживать у дошкольников высокую познавательную активность, основанную на детской любознательности.
Суть познавательного интереса, по мне Г. И. Щукиной, состоит в том, что объектом его является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений, сохранять относительно устойчивое стремление к глубокому их изучению. Познание нового, как правило, сопровождается эмоциональным подъемом, активизацией познавательных процессов [5, с. 54].
А познавательный интерес, по мнению Л. С. Выготского, это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремление; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Вот почему оптимальным решением педагога будет построение «всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…» [2, с. 182].
А современные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры, что позволяет обеспечить все вышеозвученные, но при создании определенных психолого-педагогических условий.
На данный момент, информационные технологии находят свое применение во всех образовательных областях, помогая педагогу и детям лучшему усвоению программного материала.
Как отмечают И. В. Ларина, М. Ю. Садыкова, И. В. Чувелева грамотное применение возможностей интерактивной доски позволяет педагогам дошкольникам, во-первых повысить качество образования детей за счет сочетания традиционных и интерактивных методов организация образовательной деятельности. Во-вторых, представлять информацию в различной привлекательной для детей форме (аудио, видео, анимация и т. д., что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала [4, с. 115].
Возможности использования информационно-коммуникативные технологии в процессе развития познавательного интереса у старших дошкольников огромные. Даже самые несложные презентации, созданные в программе Microsoft Office Power Point, заменяют множество дидактических пособий и картинок. И так как, ведущий вид деятельности дошкольников это игра, можно через игру развивать познавательный интерес используя информационно – коммуникативные технологии. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию педагога. И чтобы развивать у детей познавательных интересов во всех образовательных областях через игру, можно использовать интерактивную доску.
Интерактивная доска – это большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображения показывает на поверхность интерактивной доски. И с помощью сенсора доски, можно вносить изменения и пометки, сохранить и в дальнейшем отредактировать.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, мультимедийные технологии обладают рядом преимуществ и соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста : предъявление информации на экране игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Так, перемещение объектов позволяет составить логические цепочки из иллюстраций., фото и видео материалов, а наличие целого ряда встроенных инструментов, позволяет организовать обучение в принципиально новой форме на взаимодействии детей с познавательным материалом, информационной средой и специально созданным виртуальным окружением.
Согласно классификации интерактивные доски делятся на :
- по расположению проектора; с фронтальной (прямой) и обратной проекцией;
- по расположению интерактивной доски : стационарные и мобильные;
- по используемым в интерактивных досках технологиям : сенсорная, электромагнитная, лазерная, ультразвуковая/ инфракрасная.
Примененяя интерактивную доску в практике, можно сделать вывод, что по сравнению с традиционными формами обучение дошкольников, интерактивная доска имеет рядом преимществ:
- Подача информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
- Расширение объема получаемой информации, увеличения восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образное мышление).
- Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимания ребенка. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей [1, с. 23].
Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально – аудиальные и условно – рефлекторные связи ЦНС.
При организации и поведение совместной деятельности использование интерактивных технологий в развитии детей дошкольного возраста существует несколько методических и технологических особенностей:
1 этап – погружение ребенка в сюжет непосредственно образовательной деятельности путем создание игровой мотивации, период подготовки – через развивающие беседы, которые помогут справиться с поставленной задачей.
2 этап – основной. Психические процессы у ребенка включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.
3 этап – заключительный: необходим для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжения (физкультурные минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку) [3, с. 67].
Также интерактивная доска предполагает коллективное участие детей в игре, так как действует на доске дети по очереди, и общими условиями добиваются нужного результата. Организуя работу с использование интерактивной доски, отмечаются стойкий познавательный интерес у воспитанников на непосредственной-образовательной деятельности. В процессе работы с интерактивной доской отмечается снижение утомляемости и перенасыщенности детей, так как учебный материал, предъявляемый детям, отличаются наглядностью, яркостью образов и динамичностью.
Таким образом, использование интерактивной доски может входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей. При условии систематического, целенаправленного использование его у учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения они могут быть важным факторам обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, а также его творческих способностей.
Ссылки на источники:
1. Вербенец, А. М. Особенности опыта взаимодействия с компьютером у современных старших дошкольников / А. М. Вербенец. – 2010. – 98 с.
2. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005 – 1136 с.
3. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика – Синтез, 2011. – 110 с.
4. Ларина И. В. Применение интерактивной доски в работе с дошкольниками как один из видов использования информационно-коммуникативных технологии в образовательном процессе в ДОО / И. В. Ларин, М. Ю. Садыкова, И. В. Чувелева // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: материалы IV Междун. Науч-практ. Конф. (Чебоксары, 2 апр. 2018 г.) / редкол. : О. Н. Широков и др. – Чебоксары: ЦНС “Интерактив плюс”, 2018. – с. 215-217
5. Щукина, Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М. : Педагогика, 1971 – 352 с.