Котова Регина Валерьевна
Проектная деятельность как средство развития «гибких» навыков у детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В современном меняющемся обществе, управляемом технологиями, обучение детей «гибких» навыков (таблица 1) выступает чем-то более важным, чем когда-либо. Одна из самых важных задач, которую выполняют педагоги дошкольного образования, — помочь нашим детям развить социально-коммуникативные, исследовательские, рефлексивные и другие навыки, показать им, как эффективно взаимодействовать с людьми, и научить их относиться к другим с уважением.
Понятие ««гибкие» навыки»
Публикация «Проектная деятельность как средство развития „гибких“ навыков у детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет» размещена в разделах
-это коммуникативные и управленческие таланты. К ним относятся умение убеждать, лидировать, управлять, делать презентации, находить нужный подход к людям, способность разрешать конфликтные ситуации, ораторское искусство - в общем, те качества и навыки, которые можно было бы назвать общечеловеческими, а не те, который присущи людям определенной профессии. (2)Сосницкая О.
-социально-психологические навыки : коммуникативные, лидерские, командные, публичные и другие, которые могут пригодиться в большинстве жизненных ситуаций, связаны с тем, каким образом люди взаимодействуют между собой. (4)Шипилов В.
-рассматриваются как приобретенные навыки, которые получил человек, через дополнительное образование и свой личный жизненный опыт и которые он использует для своего дальнейшего развития в профессиональной деятельности. Вот почему эти навыки так ценятся на рабочем месте, а также при приеме на работу. (1)Давидова В.
Рассмотрим «гибкие» навыки как систему из 4К :
1. Критическое мышление — это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить? Мыслить критически – значит, понять и осознать собственное «Я», быть объективным, логичным, воспринимающим другие точки зрения. Данная проблема нашла отражение в исследованиях таких педагогов-ученых как Д. Барелл, И. В. Муштавинская, В. М. Акименко, И. О. Загашев и др.
2. Коммуникацию – в ФГОС ДО обозначено, что ребёнок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешить конфликты. (3, с. 22)
3. Креативность – продуктивность (способность к производству объектов творчества, гибкость (способность находить новые решения, и умение эффективно использовать имеющиеся в наличии исходного материала, а также быстро изменять свое мышление и поведение в зависимости от ситуации, оригинальность (навык выдвижения новых, необычных и неожиданных идей).
4. Командную работу – сотрудничество используется как синоним взаимодействия, совместности, кооперации и понимается как особая форма организации процесса обучения, результатом которой является формирование у детей осознанности, критичности, рефлексии как особых способностей.
Проанализировав возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) и классификация методов, можно сделать вывод, что одним из эффективных средств по развитию «гибких» навыков является проектная деятельность.
Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Н. Ю. Пахомова отмечают, что метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
«Коммуникация» в реализации проекта проявляется на подготовительном этапе в процессе участия в мероприятии «утренний круг», где дети планируют собственную деятельность для реализации проекта;
«Командная работа» проявляется в процессе совместного выполнения заданий в НОД, в процессе создания мини музея;
«Креативность» в реализации проекта реализовывается в процессе НОД по созданию НОД по художественно-эстетическому развитию и в процессе создания мини музея;
«Критическое мышление» проявляется в процессе поиска ответа на проблемный вопрос.
Формирование ключевых компетенций протекает у старших дошкольников (6-7 лет) в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности : взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, общение со взрослыми и сверстниками в быту, играх, в творческих и других видах деятельности. Ключевые компетенции соответствуют целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного детства.
Список литературы
1. Давидова, В. Cлушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills ( Дата обращения: 09.02.2023).
2. Сосницкая, О. SOFT SKILLS : мягкие навыки твердого характера [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://be-st.ru/ru/blog/13 ( Дата обращения: 09.02.2023).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 ( Дата обращения: 09.02.2023).
4. Чуланова, О. Л. Эмоциональная компетентность в управлении персоналом / О. Л. Чуланова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - №16. - С. 135-138. ( Дата обращения: 09.02.2023).