екатерина куликова
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с деньгами в познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕНЬГАМИ
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме изучения педагогических условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с деньгами в условиях дошкольной образовательной организации и семьи.
Публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с деньгами в познавательной деятельности» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Ключевые слова: экономического воспитания, экономическая грамотность деньги, предметно-развивающая среда, математическое развитие детей.
Деньги - явление социальное и входят в систему средств воспитания наряду с многообразием других социальных явлений окружающего мира. А. С. Макаренко не случайно называет деньги «великим воспитателем», т. к. они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить деньги разумно.
Процесс экономического воспитания и развития детей во многом обеспечивается осознанием педагога значимости данной проблемы, знанием программ и специфики работы с детьми 6 года жизни, владением современными технологиями. В тоже время должен возрасти и уровень специальной экономической подготовки педагога. Экономическая грамотность как составная часть общей культуры педагога - это и знания о зависимостях, существующих в экономике, и осознание себя в мире экономических ценностей, и понимание особенностей поведения в нём. Сегодня назрела необходимость введения экономических знаний на всех
уровнях образования (детский сад, школа, педагогический колледж, вуз и др.).
Для организации грамотного процесса экономического воспитания в дошкольной образовательной организации необходимо создать определенные условия. Так, А. Д. Шатова [2] справедливо указывает, что одна из проблем сегодняшнего дня - создание предметно-развивающей среды, того пространства, в котором ребёнок живёт и развивается. Благоприятная развивающая среда стимулирует развитие ребёнка, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного созидателя. Автор пишет, что в практике работы дошкольных образовательных организаций с приоритетной экономической направленностью используются вариативные модели развивающей среды, позволяющие интегрировать экономическую деятельность с математической, экологической, изобразительной и другими видами деятельности, а значит, обогащать познавательную деятельность, наполнять её реальным смыслом и содержанием. Среда должна включать в себя комнату математических и мнемотехнических игр, экономическую игротеку «В гостях у гнома Эконома», изостудию, экологическую комнату и др. В игротеках должен быть представлен весь необходимый комплекс дидактических материалов, игр и пособий (карты, схемы районов города и ближайшего окружения ребёнка).
Созданные педагогические условия позволяют каждому ребёнку найти свой собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают потребность в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Работа по ознакомлению детей 7 года жизни с деньгами невозможна без участия родителей, понимания ими значимости проблемы. Результаты анкетирования показывают, что родители, в основном, теоретически признают необходимость и полезность экономического воспитания,
обосновывая это требованиями времени, а практически мало делают для приобщения детей к миру экономики.
А. А. Смоленцева [1] определила некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по ознакомлению старших дошкольников с деньгами : информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье; участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы); организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьёй.
А. А. Смоленцева [1] в целом выделила наиболее важные педагогические условия ознакомления дошкольников деньгами :
1. Экономическая грамотность воспитателя в вопросах экономического образования.
2. Организация специальной предметно-развивающей среды.
3. Взаимосвязь экономического воспитания дошкольников в условиях семьи и детского сада.
Операции с монетами разного достоинства и разной ценности, размен и замена, сравнение числа копеек с количеством монет и др. являются той основой, которая позволяет познакомить детей с ценами разных вещей, подвести к элементарному пониманию покупательной силы денежных знаков.
Знакомство с ценой товаров начинается с экскурсии в магазин, где дети наблюдают за работой продавца и кассира, за действиями покупателей. Там дети учатся называть цену товара, узнают, что при помощи денег устанавливается, какая вещь дороже, какая дешевле. Деньгами выражаются цены вещей, т. е. их стоимость. Дети узнают, что цена товара выражает количество денег, которое надо заплатить, чтобы его получить. Стоимость товара может быть представлена количеством монет (купюр) разного достоинства.
Умение считать, сравнивать числа, составлять число из меньших чисел поможет понять покупательную силу денежных знаков, подвести детей к осознанию зависимости между достоинством монеты и её покупательной способностью, к пониманию функции денег как меры стоимости.
Таким образом, успешность и эффективность экономического воспитания старших дошкольников, в частности в ознакомлении с деньгами, обеспечиваются совокупностью педагогических условий экономического воспитания детей :
• наличием в воспитательно-образовательном процессе целостной модели экономического воспитания детей, включающей в себя системообразующие звенья: цель, содержание, деятельность, педагогические условия и прогнозируемый результат;
• созданием воспитывающей среды, направленной на формирование таких нравственно-экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе;
• организацией и насыщением видов детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной) информацией об экономической жизни семьи, людей, общества и развитие на этой основе познавательного интереса к позитивным нормам и ценностям социально-экономического общества;
• взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в становлении начал экономической воспитанности у детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики / А. А. Смоленцева. - СПб. : «Детство - Пресс», 2001. - 176с.
2. Шатова, А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание / А. Д. Шатова // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 8. – С. 49-53.