Петрова Кристина
Особенности памяти младших школьников с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка психического развития – нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития» используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития). Несмотря на неоднородность задержки психического развития имеют общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, позволяющие выделить их в определенную категорию.
Публикация «Особенности памяти младших школьников с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Существенное место в структуре недоразвития умственной деятельности при ЗПР занимают нарушения памяти. Исследования выявили у детей с ЗПР некоторое снижение как долговременной, так и кратковременной (оперативной) памяти, как произвольного, так и непроизвольного запоминания.
Большинство работ по проблемам особенностей памяти детей с ЗПР посвящено изучению младших школьников. Это связано с тем, что с возрастом происходит повышение требований, предъявляемых к эффективности запоминания, а когда учебная деятельность становится ведущей в жизни ребенка, полноценность мнемической функции приобретает первостепенное значение. У детей с ЗПР была обнаружена низкая продуктивность и устойчивость памяти (особенно при значительной нагрузке, слабое развитие опосредованного запоминания, при его осуществлении – снижение интеллектуальной активности, которое оказалось еще более характерно для ситуации воспроизведения.
Причины нарушений памяти у детей с ЗПР обусловлены как различными клиническими факторами (последствия перенесенных церебральных и соматических заболеваний, замедленный темп созревания тех или иных областей мозга, нарушения нейродинамики, так и психолого-педагогическими факторами. В связи с этим у детей выявляются разнообразные нарушения памяти : повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции (взаимовлияние различных мнемических следов друг на друга, уменьшение объема памяти и скорости запоминания. Одной из главных причин снижения эффективности мнемической деятельности у детей с ЗПР является их неумение рационально организовывать и контролировать свою работу, а также применять приемы запоминания.
Общими характерными для младших дошкольников с задержкой в развитии психики являются следующие особенности памяти : в первую очередь ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации (забывание).