Светлана Савинова (Носова)
Особенности мнемической деятельности детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности мнемической деятельности детей с задержкой психического развития.
Говоря об особенностях памяти у детей с ЗПР следует подчеркнуть, что недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей данной категории как в дошкольном возрасте, так и при обучении в школе. Существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Большинство работ по проблемам особенностей памяти детей с ЗПР по-священо изучению младших школьников. Это связано с тем, что с возрастом происходит неуклонное повышение требований, предъявляемых к эффективности запоминания, а когда учебная деятельность становится ведущей в жизни ребёнка, полноценность мнемической функции приобретает первостепенное значение.
Публикация «Особенности мнемической деятельности детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У дошкольников и детей младшего школьного возраста преобладает непроизвольная память. Этот вид памяти продолжает занимать важное место и в более поздний период. Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности. Дети с ЗПР не только хуже воспроизводят словесный материал, но и тратят на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Главное отличие заключается не столько в неодинаковой продуктивности ответов, сколько в разном отношении к поставленной цели. Дети с ЗПР самостоятельно почти не предпринимают попыток до-биться более полного припоминания и редко применяют для этого вспомогательные приёмы. В тех случаях, когда это всё же происходит, зачастую наблюдается подмена цели действия. Отчётливые отличия выявляются как по продуктивности, так и по точности и устойчивости непроизвольного за-поминания.
В дошкольном и младшем школьном возрасте развитие непроизвольной памяти не останавливается, она продолжает совершенствоваться и широко использоваться на следующих этапах онтогенеза. Тем не менее, по мере взросления ребёнка на передний план всё более выдвигается произвольная память, реализующаяся как особая форма деятельности. Целенаправленность запоминания привносит в поведение ребёнка новые черты. Он получает дополнительные возможности для регуляции своего поведения, в частности для смысловой организации мнемической деятельности. Без достаточного уровня сформированности произвольной памяти невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс, особенно в старших классах, опирается преимущественно на эту форму памяти. Снижение произвольной памяти является одной из главных причин трудностей в школьном обучении детей с ЗПР. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного. Мнемическая деятельность детей характеризуется недостаточным умением использовать рациональные способы запоминания. Без специального обучения приёмам запоминания дети с ЗПР испытывают серьёзные затруднения в применении наглядных опор при воспроизведении наглядного материала. Вспомогательные средства в виде картинок не всегда повышают продуктивность их работы.
Таким образом, отклонения в развитии памяти являются характерным признаком задержки психического развития. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовать свою работу; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания; недостаточный объём и точность запоминания; низкий уровень опосредован-ного запоминания; преобладание механического запоминания над словесно-логическим; среди нарушений кратковременной памяти – повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции (взаимовлияние различных мнемических следов друг на друга); быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
Дети этой группы с трудом овладевают сложными видами памяти. Так, вплоть до 4 класса большинство учеников с ЗПР преимущественно пользуются механическим заучиванием, в то время как у их нормально развивающихся сверстников в этот период интенсивно развивается произвольное опосредованное запоминание.
Наличие недостатков памяти мешает детям с ЗПР успешно обучаться в школе, затрудняет усвоение новых знаний.
Диагностика развития памяти.
Для наиболее успешного коррекционного воздействия на детей с ЗПР, необходимо провести тщательную и всестороннюю диагностику развития памяти у этих детей. Для этого используются различные методики.
1. Диагностика слуховой памяти.
Методика «10 слов». (методика А. Р. Лурия)
Ребё нку зачитываются 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, нога, рука, калитка, окно, бак.
Воспроизведение 5 – 6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механической памяти.
2. Диагностика зрительной памяти.
Методика Векслера.
4 рисунка – на каждую из картинок ребёнку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он должен воспроизвести их на чистом листе бумаги.
Оцениваются такие параметры, как правильность расположения линий и флажков, правильный угол пересечения линий, точность в пропорциях, правильность размещения одной фигуры в другой.
Методика «Нелепицы».
Используются картинки, изображающие нелепые ситуации. Если ребёнок сразу оценивает ситуацию как нелепую и активно называет запомнившиеся фрагменты, дополнительные вопросы сни-маются. Если же ребёнок затрудняется правильно оценить нелепую ситуацию, изображённую на картинке, то ему задаются дополнительные вопросы, типа: «Смешная ли картинка?», «Что же там смешного?», «А может ли быть такое в жизни? Может здесь что-то перепутано?» и т. п.
При оценке результатов учитываются как сам факт адекватного понимания ребёнком ситуации, так и его эмоциональная реакция при изучении объекта и количество воспроизведённых фактов.
3. Диагностика образной памяти.
Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы. (В зависимости от возраста количество элементов может колебаться от 3 до 12). Задача испытуемого, после того как убрали таблицу - нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил. Вариации данной методики: дополнительные таблицы с увеличением количества элементов. Ребёнок должен назвать, какие картинки появились.
4. Диагностика памяти с помощью методики опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев).
Нужно подобрать 10 – 15 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (20 – 30). Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Ребёнку даё тся инструкция: «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше за-помнить, будешь выбирать соответствующую картинку, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово». На выбор картинки к каждому слову отводится 30 секунд. Затем следует занять ребёнка на 15 минут какой-либо другой игрой. По истечении этого времени ребёнку демонстрируются картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания. Количество названных слов может свидетельствовать о развитии у ребёнка логических связей в процессе запоминания.
5. Диагностика природной памяти (Л. В. Черемошкина).
На короткое время ребёнку показывается карточка, на которой нарисована фигура из трёх пересекающихся линий. Карточка предъявляется до тех пор, пока ребёнок не запомнит и не нарисует точно такую же. Время экспозиции 2 секунды. В правильном рисунке должны быть соблюдены:
- приблизительные размеры фигуры;
- наклон фигуры;
- количество линий и количество их пересечений.
Если на запоминание потребовалось 10 секунд и менее, то это говорит о сильной природной памяти ребёнка. От 12 до 30 секунд – о средней силе памяти. Если же полученный результат составляет более 32 секунд, то сила природной памяти ниже среднего.
6. Диагностика смысловой памяти.
Предлагается для запоминания 5 пар слов: стол – обед, мост – река, лес – медведь, гвоздь - доска, шум – вода.
Данные пары слов зачитываются ребёнку. Затем исследователь повторно произносит только первые слова из каждой пары, а ребёнок должен припомнить второе слово к каждой паре.
7. Диагностика непроизвольной образной памяти.
Предъявляется незнакомая ребёнку игрушка, имеющая множество признаков. Ребёнок рассматривает её в течение 1 – 2 минут. После этого его просят описать игрушку, рассказать, какая она. Затем через 20 – 30 минут ребёнку вновь предлагают описать игрушку, которую показывали.
1) Отмечают, какие признаки предмета воспроизводит ребёнок, называет или нет признаки, указанные при первом восприятии. Называние воспринятых ранее признаков свидетельствует о взаимосвязи восприятия и памяти. Устанавливается также, какие признаки наиболее важны для ребёнка.
2) Выявляют способы, используемые ребёнком для припоминания забытого, приёмы воспроизведения (повторение сказанного, установление ассоциаций). Попытки ребёнка припомнить говорят о наличии произвольности воспроизведения, сформированности процесса припоминания.
3) Обращают внимание на то, какие ошибки допускает дошкольник: неточно называет признак (вместо голубого – синий, указывает на признак или деталь, отсутствующую у игрушки.
Следует установить причины ошибок: неточное восприятие, ассоциации с прошлым опытом (например, у ребёнка есть игрушка не с белым, а с красным бантом, неумение выбрать точное слово для обозначения признака.
8. Диагностика памяти ребёнка по результатам наблюдения родителей и воспитателей.
1) Помнит ли ребёнок то, что он пережил накануне, за несколько дней, месяцев, лет?
2) Хорошо ли запоминает ребенок только что предъявленные знакомые предметы? Какое количество из 5 – 7 этих предметов ребёнок в состоянии воспроизвести?
3) Легко ли и быстро заучивает песенки и стихи?
4) Точно ли воспроизводит то, что когда-то воспринял, или делает массу ошибок при вос-поминании?
5) Насколько долго сохраняется в памяти то, что усвоил?
6) Легко ли воспроизводит то, что когда-то воспринимал?
7) Что лучше запоминает: лица, цвета, мелодии, звуки, движения?
8) Может ли своими словами передать смысл заученного или механически повторяет это за- ученное?
В школьном возрасте применяются адаптированные к возрастным особенностям задания и методики. Так, для диагностики кратковременной памяти у детей школьного возраста применяется усложнённый вариант методики Векслера, которая была включена им в шкалу измерения интеллекта. Методика состоит из двух частей: первая часть направлена на определение объёма памяти и состоит из цифровых рядов разной длины. Длина каждого последующего ряда увеличивается на единицу. Всего имеется семь рядов. Во второй части предлагается проба на концентрацию внимания, также состоящая из цифровых рядов. Для определения объёма кратковременной памяти обычно берётся материал, несущий минимум смысла.
При применении этой методики даё тся инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить, точно в таком же порядке их повтори». Сначала даётся так называемый прямой счёт, т. е. ребёнок называет цифры в том же порядке, в каком они были произнесены, например:
1 серия 2 серия
3 – 8 – 6 6 – 1 - 2
3 – 4 – 1 – 7 и т. д. 6 – 1 – 5 – 8 и т. д.
Предложить первый ряд цифр из первой серии. При правильном воспроизведении дать сле-дующий ряд этой серии. При неправильном воспроизведении какого-либо ряда первой серии дать аналогичный по величине ряд второй серии. При неправильном воспроизведении двух первых одинаковых по величине рядов первой и второй серии пробу прекратить и перейти к обратному счёту.
При обратном счёте ребёнок повторяет цифровой ряд, начиная с конца предъявленного ряда. Порядок работы такой же. При неправильном воспроизведении двух одинаковых рядов пробу прекратить.
Для диагностики познавательной деятельности у детей школьного возраста, начиная с 14 лет, используется так называемый ШТУР – школьный тест умственного развития, в котором есть задания и на диагностику мнемической деятельности.
9. Диагностика мнемической деятельности.
Методика «Сложные ассоциации».
Бланк с набором из 20 пар слов. Каждая пара находится в определённых отношениях, и 6 пар слов в шифре, обозначенных буквами. Надо определить, какой паре слов из шифра соответствует по сходству пара слов в наборе.
Шифр: А. овца – стадо.
Б. малина – ягода.
В. море – океан.
Г. свет – темнота.
Д. отравление – смерть.
Е. враг – неприятель.
Даются пары слов, типа: испуг – бегство; физика – наука; правильно – верно и т. д. Необходимо подобрать букву, соответствующую данным смысловым связям.
Кроме того, при проведении обследования памяти учитываются и различные уровни поведения ребёнка как при запоминании предлагаемого материала, так и при его воспроизведении.
Коррекция мнемической деятельности.
Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят.
Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забы-вают выученное. Обычно на второй – третий день они плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей прежде всего нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя.
Наиболее трудный случай – медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить приёмам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому необходимо специальный режим, разумная дозировка учебных занятий.
Очень часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохо-го внимания.
Задания и упражнения для развития памяти.
Для развития и коррекции памяти существует большое количество различных игр и упражнений, направленных на повышение мнемической активности детей.
Игра «Слова».
Направлена на развитие вербальной памяти детей младшего школьного возраста.
Записать как можно больше слов, относящихся к определённым темам, например: школа, математика, природоведение, музыка, книга, искусство, осень, зима, весна, лето и др. На каждую тему даётся 5 минут. Эту игру можно проводить в несколько приёмов, предлагая для работы по 2 – 3 слова.
Игра «10 слов».
Направлена на развитие слуховой памяти. Используется методика 10 слов, о которой уже говорилось в разделе «Диагностика». Детям для запоминания даются наборы из 10, не связанных по смыслу, слов.
Игра «Кто больше запомнит».
Дети сидят в кругу. Первый участник называет любое слово. Следующий повторяет названное слово и произносит любое своё. Третий участник повторяет уже два предыдущих слова и произносит своё и так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов. Игру можно начинать несколько раз.
Игра «Запоминаем, рисуя».
Заранее готовится список из 20 слов. Каждый из участников готовит ручку и листок бумаги. Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трёх. За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова.
Игра «Цвета».
Ведущий предлагает детям назвать пять предметов одного цвета. Тот, кто за 1 минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.
Аналогично проводится игра «Форма предметов».
Игра «Воспроизведение рассказа».
Подбираются рассказы различной степени сложности, от простых, всего в несколько предложений, на начальных этапах обучения, до более сложных. Даё тся инструкция: вам будет прочитан рассказ, прослушайте его внимательно, затем в течение 3 минут запишите основное содержание рас-сказа.
Для развития смысловой, или логической памяти учащихся можно использовать следующие упражнения:
Прочитать учащимся три слова, объединённых по смыслу, при этом обратить внимание на логическую связь, существующую между словами, например: лес – медведь – берлога. Затем взрослый читает вслух шесть строк, по три слова в каждой:
Весна – солнце – ручей
Река – рыболов – уха и т. д.
Прочитав вслух 6 строк, взрослый предлагает ребёнку карточку, на которой написаны лишь первые слова из каждой строки. Ребёнок должен дописать второе и третье слова в строке.
Смысловая память основана на понимании, т. е. деятельности мышления, и связывается с развитием языка. Слово является не только символом какого-либо объекта, но и отражает систему связей, в которые вступает объект, т. е. является понятием. Наличие большого количества смысловых связей, стоящих за словом, позволяет осуществлять перекодировку и включать его в целую смысловую систему. Различие между смысловым запоминанием и мышлением заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности выделяются существенные стороны предмета и его многочисленные связи с окружающим миром. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи, т. е. создаются крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, а вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Естественно, что наиболее эффективными будут те мнемические опоры, которые будут отражать главные мысли какого-либо материала, они и представляют укрупнённые смысловые единицы. Для детей со слабо-развитой памятью пути её компенсации лежат в развитии смысловой памяти : умении обобщать мате-риал, выделять главные мысли.
В 1958 году К. П. Мальцевой была разработана эффективная обучающая методика по созданию мнемических опор. Эта методика, получившая название «смысловые единицы» может быть использована для школьников всех возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности, начиная со второго класса.
Она заключается в том, что перед учеником ставится задача выделить главное в тексте (создать мнемические опоры, и указывается путь анализа текста. Чтобы вычленить главное, ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чём) говорится в этой части?» и «Что говорится (сообщается) об этом?» Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а второй вопрос подтверждает правильность его выделения. Обучающая методика имеет две части. Первая часть – выделение смысловых опор, вторая – составление и использование плана как смысловой опоры мнемической деятельности.
Умение производить смысловую обработку материала, составлять план и использовать его в качестве мнемической опоры чрезвычайно важно в старших классах, когда учебные нагрузки увеличиваются, и даже хорошей памяти оказывается недостаточно для эффективной интеллектуальной работы.
Помимо различных заданий, игр и упражнений, способствующих развитию памяти и достаточно широко представленных в литературе, существуют и специальные приёмы, направленные на повышение мнемической активности детей.
Так основными приё мами запоминания являются следующие:
1. Составление плана заучиваемого материала:
а) разбивка материала на составные части;
б) придумывание заглавий или выделение опорного пункта, с которым ассоциируется всё содержание данной части материала;
в) связывание частей по их заглавиям в единую цепь ассоциаций.
2. Сравнение, которое предполагает выделение общих и особенных моментов в отдельных частях материала. Запоминание объектов осуществляется тем быстрее и прочнее, чем резче выступают различия между ними.
3. Классификация (распределение материала на определённые части, классы. Например: выделение животных и растений, имён мужских и женских, предметов по цвету).
4. Систематизация материала.
Эти приёмы произвольного запоминания основаны на ассоциации по сходству и по контрасту.
5. Опора на обратные связи – там, где возможно, необходимо вызывать у себя соответствующие образы, ассоциировать их с содержанием материала, который запоминается.
Прочность и полнота запоминания в значительной степени зависит от организации повторений. Успех заучивания зависит не от количества повторений, а от того, как они распределены во времени. Распределение повторений (с перерывом в несколько часов или даже через день) более продуктивно, чем сплошное, без перерыва.
Перечисленные выше рекомендации позволяют улучшить показатели продуктивности запоминания (время, объём, точность, прочность).
К специальным приёмам повышения мнемической активности детей дошкольного возраста с ЗПР можно отнести такие, как заучивание стихотворений, стихов – небылиц, пересказ сказок, рассказов и ответы на вопросы по ним, заучивание загадок, составление рассказов – описаний. Можно использовать такие специальные упражнения, как «Запомни картинки», «Что изменилось», «Какой игрушки не хватает?» «Найди отличия», «Рисуем по памяти узоры», «Чего не хватает?» и т. д.
В заключении необходимо ещё раз напомнить, что неотъемлемой частью коррекционной ра-боты с детьми с ЗПР является нормализация их деятельности в процессе специальной коррекционной работы. Она осуществляется на всех уроках и во внеурочное время. Во время проведения учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития, нужно придерживать-ся следующих правил:
1) необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому из детей на уроках общеобразовательного цикла и во время коррекционных занятий;
2) нужно предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т. д.);
3) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развить их речь и сформировать у них необходимые навыки;
4) в системе коррекционных мероприятий надо предусмотреть проведение подготовительных (к усвоению разделов программы) занятий и обеспечить обогащение детей знаниями об окружающем мире;
5) на уроках и во внеурочное время необходимо уделять внимание коррекции деятельности детей;
6) во время работы с детьми этой категории педагог должен проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности.
Заканчивая разговор о памяти, необходимо сказать несколько слов и о гигиене мнемической деятельности, основные положения которой дети должны хорошо знать:
1. Усталость и утомление – враги памяти. Хочешь хорошо запомнить заданный материал, отдохни после уроков, лучше на свежем воздухе.
2. Для лучшего запоминания нужны положительные эмоции, нужно хорошее на-строение. При подготовке домашних заданий постарайся не думать о плохом. Если ты раздражён, взволнован, то сначала успокойся.
3. Постарайся избавиться от лени. Лень – злейший враг памяти. По мнению К. Д. Ушинского, «причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое».