Васильева Марина
Основные возрастно-психологические особенности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основные возрастно-психологические особенности детей дошкольного возраста
Хронологические границы возрастно-психологических особенностей детей дошкольного возраста находятся в промежутке от 3 до 6-7 лет. В рамках этого возраста выделяют три периода:
1) младший дошкольный возраст 3-4 года
2) средний дошкольный возраст 4-5 лет
3) старший дошкольный возраст 5-7 лет
Публикация «Основные возрастно-психологические особенности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Социальная ситуация в дошкольном возрасте характерна появлением сильного желания осмысливать действия взрослого. Ребенок отстраняется от участия в деятельности и отношениях взрослых.
Главная ведущая деятельность в возрасте от 3 лет – это сюжетно-ролевая игра, которая возникает путем копирования взрослых и их действий с предметами. Сюжетно-ролевая игра присутствует и преобладает примерно до 6-7 летнего возраста. Сам смысл заключен в разделении ролей между играющими. Игрушки являются моделями предметов. В более старшем возрасте (подготовительная группа) дети начинают играть в игры, добавляя туда правила, то есть возникает игра по правилам и в данном случае роли являются просто игровыми. Дети в этом возрасте в игровой деятельности создают и воплощают свои замыслы и сюжеты.
В возрастном кризисе 6-7 лет складываются специфические отношения, не похожие на ранее сложившиеся отношения ребенка к окружающему миру и социуму. Происходит утрата детской непосредственности (манерности и кривлянье, появляется скрытность в своих чувствах (обобщаются переживания и возникает внутренняя психическая жизнь) и изменяются интересы самого ребенка. А также возникает потребность в занятиях, которые характеризуются значимой социальной позицией. Формируется самосознание, которое возникает как общее представление о мире, природе, внутренних этических инстанциях. Благодаря всему этому складывается своя картина мира. Самооценка на этом этапе достаточно активно развивается. Появляется произвольность поведения, характеризуется подчинением конкретным правилам, представлениям и обдуманным действиям. Взаимодействие происходит с окружающими согласно общим правилам и нормам, а так же появляется понимание чувств других людей. Формируется образное мышление, развиваются познавательные процессы (внимание, мышление, память, воображение). Все больше развивается у ребенка познавательная сфера. Формируется эстетическое (прекрасное, героическое, моральное (гордость, стыд, дружба) и интеллектуальные (любознательность и т. п.) чувства. Возраст 6-7 лет – это возраст, в котором формируется активное воображение и овладевание им. Совершенствуется наглядно-образное мышление путем развития воображения.