Анастасия Чарганцова
Консультация «Психологические особенности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)
Мышление
Наглядно-действенное
Речь
Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные
Произвольность познавательных процессов
Внимание и память непроизвольные
Физиологическая чувствительность
Высокая чувствительность к дискомфорту
Объект познания
Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение
Способ познания
Экспериментирование, конструирование
Публикация «Консультация „Психологические особенности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Условия успешности
Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми
Форма общения
Ситуативно-деловое
Отношения со сверстниками
Мало интересен
Отношения со взрослыми
Источник способа деятельности, партнер по игре и творчеству
Наличие конфликтов
«Я – сам», Со взрослыми как продолжение («Я – сам»)
Эмоции
Сильной модальности, резкие переключения
Игровая деятельность
Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет)
Мышление
Наглядно-образное
Речь
Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли
Произвольность познавательных процессов
Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре
Физиологическая чувствительность
Уменьшение чувствительности к дискомфорту
Объект познания
Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые
Способ познания
Рассказы взрослого, экспериментирование
Условия успешности
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь
Форма общения
Внеситуативно-деловое
Отношения со сверстниками
Интересен как партнер по сюжетной игре
Отношения со взрослыми
Источник информации
Наличие конфликтов
Отсутствуют
Эмоции
Более ровные, старается контролировать
Игровая деятельность
Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Мышление
Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического
Речь
Формирование планирующей функции речи
Произвольность познавательных процессов
Развитие целенаправленного запоминания
Физиологическая чувствительность
Уменьшение чувствительности к дискомфорту
Объект познания
Предметы и явления, непос-редственно не воспринимаемые, нравственные нормы
Способ познания
Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование
Условия успешности
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь
Форма общения
Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное
Отношения со сверстниками
Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении
Отношения со взрослыми
Источник информации, собеседник
Наличие конфликтов
Отсутствуют
Эмоции
Преобладание ровного оптимистического настроения
Игровая деятельность
Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Мышление
Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного
Речь
Развитие внутренней речи
Произвольность познавательных процессов
Начало формирования произволь-ности как умения прилагать уси-лия и концентрировать процесс усвоения
Физиологическая чувствительность
Индивидуально, у большинства низкая
Объект познания
Причинно-следственные связи между предметами и явлениями
Способ познания
Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками
Условия успешности
Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле
Форма общения
Внеситуативно-личностное
Отношения со сверстниками
Собеседник, партнер для деятельности
Отношения со взрослыми
Источник эмоциональной поддержки
Наличие конфликтов
Отсутствуют, к 7 годам – кризис, смена социальной роли
Эмоции
Развитие высших чувств
Игровая деятельность
Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью
В период дошкольного детства стоит обратить особое внимание на психологические проблемы детей данного возраста, которые способны затормозить развитие:
• Эмоционально-личностные проблемы (плохое настроение, тревожность, страхи).
• Недостаточное интеллектуальное развитие (нарушение внимания, сложности в понимании предлагаемого учебного материала).
• Поведенческие проблемы (откровенная дерзость, вранье, враждебность).
• Неврологическое проблемы (расстройство сна, быстрая утомляемость).
• Проблемы общения (обособленность, чрезмерная обидчивость, необоснованное притязание на лидерство).
• Все перечисленные проблемы нуждаются в тщательном анализе и поиске способов их устранения. Важно отличать патологический страх от нормального функционально значимого, чтобы не нарушить естественные адаптационные процессы в развитии ребёнка.
Социальная ситуация развития детей дошкольного возраста сопряжена с постепенным отделением от родителей и расширением его круга общения. Ребёнок знакомится с нормами и правилами неведомого ему «взрослого» мира, посещает магазины, всевозможные развивающие центры, в том числе танцевальные студии. Мир взрослых людей становится так называемой идеальной формой, определяющей стремление и развитие.
Основы психологического здоровья ребёнка безусловно закладываются в семье. Уникальный первичный социум даёт детям ощущение защищённости, «эмоционального тыла», поддержки, безоценочного восприятия. Ожидания ребёнка-дошкольника, связанные с семьёй это, прежде всего, безусловная, безоговорочная любовь матери, отца, бабушки, дедушки, сестёр и братьев.
Ребёнок любим не за хорошее поведение или отметки, не за внешность или качества характера, а таким каков он есть со всеми положительными и отрицательными проявлениями личности.
Семья по определению является источником общественного опыта, здесь есть примеры для подражания, и собственное становление и социальное рождение ребёнка также происходит здесь.
В дошкольном возрасте важно, чтобы ребенок научился:
• Понимать и называть свои эмоции, состояния и потребности - то есть, уметь не только осознавать, но и называть происходящее в его внутреннем мире. Это формируется только с помощью взрослого, который, пока ребенок еще не умеет говорить, озвучивает все ее действия и окружающие предметы, терпеливо отвечает на вопросы.
• Чувствовать свое тело. Здесь в помощи станут подвижные игры, манипуляции с предметами, пребывание на природе, игры с животными. И просто объятия.
• Решать элементарные ситуации общения: поделить игрушку, подружиться с другим ребенком, отвечать на вопросы взрослого.
• Играть. Существуют определенные этапы развития игры: сенсорные игры, моторные игры, социальные игры, сюжетные игры. Важна последовательность и прохождения каждого из них. Играя, ребенок развивается и учится. Поэтому дошкольнику необходимо дать свободу выражения, но очертить границы с помощью нравственного воспитания.
• Представлять и фантазировать: придумывать сказки, фантазировать в играх - это и есть активность правого образной полушария. На основе этого формируются творческие способности, умение решать проблемные ситуации не только в обучение, а в межличностном общения.
• Помочь сохранить эмоциональную связь со своим ребенком помогут совместные занятия разными видами творчества