Пормейстер Ольга Викторовна
Использование нетрадиционных техник рисования и лепки в работе с детьми с ТНР «Рисовать и лепить, чтобы заговорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Во вновь сформированной в этом учебном году группе детей с ТНР старшего дошкольного возраста мы наблюдаем разный уровень речевого развития наших воспитанников: от отсутствия у детей связной речи до развёрнутой речи с грубыми грамматическими и лексическими нарушениями
. Дети с нарушениями речи имеют проблемы с развитием мелкой моторики. Их уровень общего развития значительно отстаёт от возрастной группы. У воспитанников "страдает" не только речевое развитие, но и многие психические функции: внимание, память, зрительное восприятие, воображение, слабо развита мелкая моторика, наблюдается недостаточная координированность движений рук и пальцев. Они не умеют правильно держать карандаш, не владеют элементарными графическими навыками, не любят раскрашивать. В тоже время, детям с ТНР особенно важно почувствовать успех, им важен тот результат их деятельности, который вызовет у них радость, изумление, удивление.
В своей работе, мы с воспитателями уделяем большое внимание продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации, используя нетрадиционные техники рисования, лепки и совмещаем их с речевыми упражнениями.
Мы заметили, что такие способы рисования и лепки помогают родителям и нам, педагогам, заинтересовать ребенка, на первом этапе - привлечь к работе за столом, а позднее - "неговорящие"дети в процессе рисования начинают издавать короткие речевые звуки, использовать звукоподражание, а позднее начинают объяснять этапы выполнения рисунков, научаются ориентировке на листе бумаги, развивается их речь и мелкая моторика.
Например, использование трафаретов.
Можно приобрести различные пластиковые трафареты. На них могут быть изображены животные, игрушки, фрукты, овощи, транспорт, одежда и др.
Начинать лучше с простых трафаретов, без мелких деталей. Помогите ребенку обвести трафарет по контуру, а затем помогите раскрасить его. Рисунки можно поместить в альбом и рассматривать с ребенком, называя предметы, закрепляя лексический словарь. Рисунки, выполненные с помощью трафарета, значительно отличаются качеством и точностью изображения.
Детям доставляет радость то, что они могут нарисовать такие красивые предметы сами. Самим изготовить трафарет легко: сложите лист бумаги пополам, на сгибе нарисуйте половинки любого предмета. Вырежьте и разверните, получится контур рисунка. Раскрашивать такие контуры можно используя кусочки губки, смоченные краской. В совместной работе повторяем названия цветов и предметов, которые рисуем.
Каждое из этих заданий – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации. Рисование нетрадиционной техникой позволяет научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, правильно выражать свои мысли и эмоции, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Результатом нашей работы считаем не только процесс развития ребенка во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут ему в будущем совершенствовать его потенциальные возможности.
Работая в этом направлении, мы убедились в том, что рисование и лепка необычными материалами, оригинальными техниками, позволяет детям с тяжелыми нарушениями речи не только ощутить незабываемые положительные эмоции, но способствует развитию мелкой моторики рук, и даже помогает "запустить" речь. Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает и удивляет детей