Севастьянова Евгения Валерьевна
Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством трудовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Севастьянова Евгения Валерьевна
МАДОУ детский сад 10 «Солнышко» г. Кировград
Нравственное воспитание детей раннего возраста
посредством трудовой деятельности
Публикация «Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством трудовой деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Аннотация. В статье дается определение понятия «ранний возраст», рассматриваются основные характеристики развития детей раннего возраста; трактуется термин «нравственное воспитание», перечисляются основные направления трудового воспитания детей раннего возраста и характеризуется их роль в нравственном развитии личности ребенка раннего возраста.
Ключевые слова: нравственное воспитание, ранний возраст, труд, трудовая деятельность.
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, включенных в раздел «Общие положения», является формирование общей культуры воспитанников, в частности развитие их нравственных качеств, предполагающее формирование у детей первичных ценностно-моральных представлений. Таким образом, нравственное воспитание детей в условиях образовательного процесса дошкольной образовательной организации необходимо начинать уже с раннего возраста.
Раннее детство — особый этап в онтогенезе человека. В данный период происходит максимально быстрое формирование предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому родителям и педагогам важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка [2, с. 4].
Е. О. Смирновой выделяются следующие особенности раннего возраста.
1. Быстрый темп развития организма.
2. Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.
3. Высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее.
4. Особое значение эмоций для формировании поведения и навыков ребенка, обеспечения его всестороннего развития.
5. Ведущая роль взрослого в развитии детей раннего возраста, поскольку именно взрослый обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья ребенка [3, с. 19].
Нравственное воспитание – это сложный глубинный процесс формирования нравственного сознания, на базе которого формируются и качества личности. Формируя те или иные качества в процессе воспитания, педагогу нужно учитывать возрастные особенности детей и уровень их воспитанности, четко определять какие конкретные черты и свойства необходимо вырабатывать в том или ином возрасте.
К. Л. Печора выделяет следующие задачи нравственного воспитания детей раннего возраста :
- формирование положительных взаимоотношений со взрослыми (умения спокойно выполнять их требования, проявлять привязанность и любовь к родителям, членам семьи, воспитателям, желание оказывать другому помощь, проявлять ласковое отношение, сочувствие);
- воспитание положительных черт личности (доброта, отзывчивость, дружелюбие, инициатива, находчивость, умения преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца);
- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми (умения играть рядом, не мешая другим детям, делиться игрушками, проявлять сочувствие, оказывать помощь при затруднениях и др.);
- воспитание положительных привычек (умения здороваться, благодарить, убирать на место игрушки и др.);
- обучение начальным формам трудовой деятельности (все формы самообслуживания, посильная помощь младшим и взрослым, например вместе со взрослыми полить цветы, принести к обеду салфетки, почистить дорожки на участке и др.) [2, с. 10].
В раннем детстве ребенок ежедневно является свидетелем трудовых действий, совершаемых взрослыми – родителями, родственниками, педагогами. Подкрепление интереса к трудовой деятельности взрослых дает возможность активизировать потребность ребенка в труде и заложить основы таких нравственных качеств, как стремления помогать взрослым и сверстникам в процессе трудовой деятельности, трудолюбия и уважения к любому труду взрослых [1, с. 75].
При формировании у детей трудолюбия, как нравственного качества личности, педагогу важно научить ребенка ставить цель, находить пути решения и достигать результата, при этом учитывать возрастные особенности и возможности ребенка. В процессе приобретения необходимых навыков у ребенка будут формироваться такие качества как воля, целеустремленность, настойчивость.
Таким образом, уже в раннем возрасте важно сформировать у ребенка привычку к трудовой деятельности. В условиях образовательного процесса дошкольной образовательной организации помимо начальных трудовых навыков и навыков по самообслуживанию в рамках трудовой деятельности у детей формируются такие нравственные качества, как трудолюбие, готовность прийти друг к другу на помощь, уважение к труду взрослых.
Список литературы
1. Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. – М. : Просвещение, 1998. – С. 74 – 83.
2. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 2006. – 144 с.
3. Смирнова, Е. О. Ранний возраст – важный этап развития человека // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 8. – С. 18 – 26 .