Юлия Жаворонкова
Интерактивные игры как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Интерактивные игры, как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Автор работы: Жаворонкова Ю. В.
Научный руководитель: Подшивалова Е. А.
Образовательное учреждение:
«Нижегородский Губернский колледж»
Публикация «Интерактивные игры как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии. Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения. Новые современные возможности инициируют педагогов к решению образовательных задач разными путями, один из которых - применение интерактивного оборудование и интерактивных игр. Красочное оформление программ, анимация активизирует внимание детей, развивает ассоциативное мышление, а умело подобранные задания, создают позитивную психологическую атмосферу сотрудничества.
Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем – либо, или непосредственно с самим человеком, это - одна из характеристик диалоговых форм познания. Обучение детей дошкольного возраста никогда еще не было столь привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС.
Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности применения интерактивных игр для развития словаря детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБ ДОУ «д\с №67 «Крепыш» Россия, Нижний Новгород ул. Карла Маркса 28. В исследовании участвовало 20 детей 5-6 лет. В исследовании использовались методика исследования развития речи детей дошкольного возраста (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина). Цель: выявить уровень развития активного словаря.
Исследование включает в себя три этапа: 1. Констатирующий этап. 2. Формирующий этап. 3. Контрольный этап. Каждый этап направлен на решение различных задач и состоит из определенных методов. Констатирующий эксперимент: Цель: провести исследования развития уровня словаря у старших дошкольников. Формирующий эксперимент: Цель: разработать систему работы по развитию словарного запаса старших дошкольников через использование интерактивных игр. Контрольный эксперимент: Цель: провести оценку эффективности использования интерактивных игр в развитии словаря дошкольников.
Обследование по методике О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной, проводили индивидуально с каждым ребенком (беседа не превышала 15 минут). Задания давались в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы вызывали одобрение, поддержку; если ребенок затруднялся, мы не показывали, что он не справился, а просто дали ответ сами, но в протоколе отметили невыполнение. Задания предлагались детям при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов. Для проверки уровня речевого развития детей мы широко использовали наглядность. Вопросы формулировали доступно, особенно была важна точность формулировки вопросов при выполнении речевых заданий на выявление: - умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам; - способности к точному употреблению слов; - навыков составления разных типов высказываний.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что в группе испытуемых преобладает средний уровень развития словаря, также есть низкие показатели. К сожалению высокие результаты показали лишь 2 ребенка. о том, что дети нуждаются в специализированной работе по развитию словаря. Мы столкнулись с некоторыми особенностями словаря детей с общим недоразвитием речи : дети пытались замещать слова, в частности, прилагательные жестами. Наблюдались частые паузы, размышления, просьбы о помощи, подсказке. Отмечалась бедность в выражениях качественных признаков, неточность высказываний. У некоторых детей (наблюдались незначительные ошибки. Данные подтверждают на данном этапе наше предположение и сведения из литературных источников о том, что у детей с общим недоразвитием речи уровня есть отставание от нормы по развитию словарного запаса и что эти дети нуждаются в организации специализированной коррекционной работы по этому направлению.
Все это указало на потребность в разработке системы работы по развитию словарного запаса старших дошкольников через использование интерактивных игр. Данная система включала в себя такие интерактивные игры, как: 1) «Знатоки природы» для детей 5-7 лет, с использованием презентации в Power Point. 2) «В гостях у числа» - игра на интерактивной доске. 3) Игра «Цепочка» с использованием ИД (интерактивной доски). 4) Игра «Кто в домике живет?» с использованием ИД. 5) Игра «Назови детенышей» с использованием ИД. 6)Проведение родительского собрания на тему «Интерактивная игра для дошкольников. Использование интерактивной доски в ДОУ».
Чтобы оценить эффективность разработанной системы, было проведено контрольный эксперимент – оценка эффективности использования интерактивных игр в развитии словаря дошкольников, в ходе которого было выявлено, что показатели старших дошкольников значительно улучшились. Уровень развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста повысился. Дети стали увереннее пользоваться речью, меньше допускают ошибки.
Иными словами, была доказана ранее указанная нами гипотеза о том, что интерактивные игры являются эффективным средством развития словаря детей дошкольного возраста (систематизация теоретического материала и эмпирического исследования позволят разработать и поэтапно реализовывать систему интерактивных игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста).
Таким образом, нельзя недооценивать применение метода интерактивных игр в образовательном процессе дошкольного образования. Использование интерактивных игр наравне с традиционными методами обучения повышает эффективность образования и воспитания детей, усиливает уровень понимания информации, развивает творческие способности детей.
Литература
1. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду [Текст] : Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. А. Панкова. М. : Айрис-пресс, 2018 —208с.
2. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] : Учеб. -метод. пособие /Горвиц Ю. М. М, 2018—12с.
3. Емельяненко Ю. Р. Интерактивные игры как средство познавательного развития дошкольника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 31
4. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] : Учеб. -метод. пособие /Киселева Л. С. 2017. —242с.
5. Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст] : Учеб. -метод. пособие /Комарова Т. С. М, 2015. – 44с.
6. Новосёлова С. Л. Компьютерный мир дошкольника [Текст] : учеб. для вузов /Новосёлова С. Л. М. : Новая школа, 2017. – с. 39-416