Наталья Сергеевна Вторыгина
Подвижные игры и упражнения как средство развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19 «Снежинка» комбинированного вида»
как средство развития быстроты
у детей старшего дошкольного возраста
Педагогический опыт
Вторыгиной Натальи Сергеевны,
Публикация «Подвижные игры и упражнения как средство развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
инструктора по физической культуре
первой квалификационной категории
Северодвинск
2019 г.
Оглавление
Введение… 3
Глава 1. Теоретические основы развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Взгляды педагогов, физиологов на развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста….
4
1.2. Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста….
5
1.3. Классификации подвижных игр…
8
Глава 2. Развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Методика оценки быстроты детей старшего дошкольного возраста…
11
2.2. Организация работы по развитию быстроты через подвижные игры у детей старшего дошкольного возраста….
11
2.3.
Проверка эффективности проделанной работы….
14
Заключение….
14
Список использованной литературы….
21
Приложения….
18
Введение
Развитие физических качеств - одна из главнейших сторон физического развития дошкольников. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них физические качества: сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость. Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Физические качества проявляются через определенные двигательные умения, двигательные навыки. Двигательные навыки реально существуют при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно-рефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармоничного развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития.
Среди физических качеств особое место занимает быстрота. Быстрота характеризуется, как способность человека осуществлять движение с определенной скоростью или способность человека осуществлять двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды.
Способность к быстроте необходима для совершенствования технике бега, различных видов прыжков и метаний в подвижных играх, а также для успешного овладения многими видами спортивных упражнений.
Высокий уровень развития быстроты содействует успешному росту других двигательных качеств. Поэтому главные усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы применяемые упражнения содействовали развитию этого двигательного качества. К сожалению, дефицит двигательной активности, как в детских садах так и дома ведет к ухудшению быстроты. (Э. С. Вильчковский, Е. Н. Вавилова, Н. А. Ноткина).
Актуальность данной работы заключается в том, что в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека.
Цель: создать условия по развитию быстроты у детей старшего дошкольного возраста через подбор подвижных игр и упражнений.
В соответствии с вышеизложенным были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме.
2. Раскрыть особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать классификации подвижных игр.
4. Выявить уровень развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста.
5. Организовать работу по развитию быстроты через подвижные игры у детей старшего дошкольного возраста.
6. Проверить эффективность проделанной работы.
Глава 1. Теоретические основы развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Взгляды педагогов, физиологов на развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста
Физические качества – это сложный комплекс биологических и психологических качеств организма, которые определяют силовые, скоростно – силовые и временные характеристики движений человека. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека. Вопросами развития физических качеств занимались такие специалисты как Вавилова Е. Н., Осокина Т. Н., Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. К физическим качествам все авторы относят и быстроту.
По мнению Елены Николаевны Вавиловой, быстрота – это способность человека выполнять движения в наикратчайший срок.
По мнению С. М. Бажукова физиологический механизм проявления быстроты, связанный прежде всего со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство ЦНС.
Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием - быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Однако характеристики быстроты неоднородны и либо не связаны друг с другом, либо связаны слабо. К скоростным характеристикам двигательных действий относятся:
1) быстрота одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);
2) частота движений;
3) быстрота двигательной реакции.
По мнению Е. Н. Вавиловой быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Она предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге, чередовать бег в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп.
Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью, на скорость (добежать до финиша как можно быстрее, с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый, а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).
Для развития быстроты используют по скорости три вида бега: быстрый бег, бег со средней скоростью и медленный бег.
Быстрый бег является основной частью многих упражнений, широко используется в играх, эстафетах и самостоятельной деятельности детей. Быстрый бег оказывает значительное влияние на деятельность основных систем организма. Так, частота пульса во время бега увеличивается до 130 ударов в минуту и может достигать 170—180, но при этом отмечается быстрое его восстановление : уже на 1 мин она снижается до 130—140 ударов в минуту и на 2—3 мин возвращается к исходному уровню. В целях воспитания быстроты, скоростно-силовых качеств и повышения функциональных возможностей детей быстрый бег сочетается с другими движениями, повторяется в игре или эстафете 4—5 раз после небольшого перерыва.
Бег со средней скоростью является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Скорость такого бега составляет 50—60% от максимальной скорости бега у детей каждого возраста. Продолжительность такого бега обеспечивается тем, что в процессе его происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, восстановление их работоспособности. Бег со средней скоростью, как показали специальные исследования, соответствует функциональным возможностям организма детей дошкольного возраста, а нагрузка при этом — умеренной интенсивности. На каждом занятии дети пробегают со средней скоростью по 2 отрезка, длина которых составляет примерно 1/5 расстояния, пробегаемого детьми данного возраста, и увеличивается на протяжений года до 1/3 этого расстояния.
Медленный бег является важным средством воспитания выносливости у детей. Физическая нагрузка при медленном беге менее интенсивная. Частота пульса во время бега увеличивается до 135—145 ударов в 1 мин. Деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем полностью обеспечивает потребности организма в доставке кислорода непосредственно в процессе самого бега. Это позволяет детям пробегать в 2—2,5 раза большие расстояния, чем со средней скоростью. Малоинтенсивная, но продолжительная работа, выполняемая детьми при таком беге, наилучшим образом повышает деятельность сердца, улучшает кровообращение и дыхание, т. е. совершенствует деятельность тех систем, от функционирования которых в основном зависит уровень развития выносливости. При постоянном повторении пробежек улучшается согласованность в деятельности этих систем, ускоряется достижение оптимального уровня функционирования, что также повышает возможности организма детей.
Таким образом, на каждом занятии в чередовании с другими видами упражнений дети совершают 2 пробежки со средней скоростью, 3 пробежки — медленно и несколько отрезков пробегают быстро в игре или эстафете.
Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения : прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты необходимо : высокое владение двигательной техникой, высокая работоспособность. Целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.
Орбели Л. А. считает, что «важно с первых лет развития использовать свой мышечный аппарат и соответствующие ему центральные образования для того, чтобы не привыкать к трафаретным ограниченным формам движения, которые создаются в комнатной обстановке нашей культурной жизни, а иметь возможность тренировать все естественные способности, которые заложены природой».
Изучив и проанализировав вышеизложенное, мы можем сделать вывод, что быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е. Н. Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге, чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп.