Марина Журавлева
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста
В сентябре 2018 года мы взяли младшую группу. Деткам исполнилось только по три года. Выбрали для себя вместе с Натальей Алексеевной тему самообразования «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста». Прошел один год. Хотим поделиться своим опытом. Может быть, кому– нибудь пригодится. Начали мы с изучения теории по данному вопросу. Составили план работы на учебный год.
Публикация «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
План по самообразованию воспитателя Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
ТЕМА: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
2018-2019 учебный год
Тема: ««Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры
3)Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4)Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.
1. Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Мы выбрали тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни наших воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Что происходит, когда ребенок регулярно занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение таких упражнений приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движеничми.
5. Развивается память ребенка.
6. Развивается воображение и фантазия.
7. Пальцы рук приобретают силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все упражнения разделены на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические.
III группа. Упражнения для пальцев динамические.
Помните!
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.
Мы занимаемся пальчиковой гимнастикой не менее 5 минут два раза в день. Дети занимаются с удовольствием. Просят сами поиграть пальчиками.
Родители отмечают, что дети лучше стали разговаривать. Особенно это было заметно во время дня открытых дверей для родителей, который мы проводим ежегодно в конце учебного года.
Хочется еще сказать, что пальчиковые игры очень удобны, чтобы успокоить детей, когда они перевозбуждены, при построениях, если нужно, чтобы дети тебя увидели.
Играйте!
Мы пользуемся книгой «Гимнастика для пальчиков» Е. М. Косинова.
Диск «Веселые пальчики» Екатерины Железновой.
Ну, и,конечно интернет ресурсы. А вот наши любимые игры.
Дом
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
В конце этой игры можно спросить у ребё нка:
-Что за моряки были на кораблике?
Ответ: мышки
Мой зонтик
Вот это - мой зонтик,
Я в дождь хожу с ним
Пусть дождь барабанит -
Останусь сухим.
А вот моя книжка
Могу почитать,
Могу вам картиночки
В ней показать.
Вот это - мой мяч,
Очень ловкий, смешной
Его я бросаю
Над головой.
А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мурлычет он так
Для меня одного.
Поднимаем правую руку над головой,
сгибаем её (зонтик).
"Барабаним" пальцами левой руки по
правой (зонтику).
Прижимаем ладони друг к другу,
локти согнуты.
Раскрываем ладони "книжечкой".
Руки вытягиваем, ладони открыты.
Сжимаем кулачок, вращаем кистью
руки.
"Мячик прыгает" над головой,
ударяясь о ладонь другой руки (или о
ладонь партнёра по игре).
Поочерёдно гладим одну руку другой.
Овощи.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох.
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох.
И суп овощной оказался не плох!
М. Е. Журавлева