Лучший педагог года

Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Лариса Владимировна Дзюба
Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В условиях реализации (ФГОС) Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования актуальным становится изучение, и использование таких технологий, в рамках которых заложен опыт практической реализации таких положений стандарта дошкольного образования, как формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности, поддержка детской инициативы, создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.

Публикация «Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Для себя важным считаю – сделать процесс обучения познавательным и увлекательным, чтобы ребенок занимался с удовольствием и вместе с тем усваивал необходимую информацию.

Решать данную задачу мне помогают технологии моделирования – мнемотехника.

МНЕМОТЕХНИКА в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника включает в себя работу с мнемодорожками, мнемоквадратами и мнемотаблицами.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Цель: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать развитию связной речи.

2. Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации) .

4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать :

• зрительную и слуховую память

• зрительное и слуховое внимание

• воображение

• восприятие

развивает кругозор

развивает все стороны речи

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладению связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Работа над мнемотаблицей состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется рассказ с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Этапы создания мнемотаблици самостоятельно.

1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.

2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.

3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.

4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.

/ Картинка/

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Обучение составлению рассказов осуществляется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого текста, составление плана и рассказа по нему, использование мнемотаблицы (модели) текста и разного рода упражнений по составлению и распространению предложений.

Методы и приемы используемые при обучении детей.

- придумывание предложений по картинке (по одной картинке можно придумать и несколько предложений);

-распространение предложений (просим ребенка «украсить» предложение);

-придумывание предложений по опорным словам и др.

Пересказ является одним из самых простых видов связного высказывания, особенно, если при этом есть опора на наглядность. Так как ребенку не нужно думать над структурой, подбором лексических и грамматических средств выражения мыслей, ведь они уже содержатся в тексте.

При обучении детей описательному рассказу удобно использовать схемы, позволяющие выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения, а также удерживать ее в памяти (такие схемы разработаны Т. А. Ткаченко). С помощью схем можно составлять не только рассказы, но и загадки, сравнивать несколько предметов. Такие игры, как «Оживление фотографии», «Напиши картину словами» также являются основой для составления описательных рассказов, но являются более сложными, т. к. там отсутствует опора на наглядность или она минимальна.

При работе с серией сюжетных картин можно дополнительно дать задания на установление последовательности событий, придумать окончание рассказа или любой другой части, т. е. показывать не все картинки.

Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.

То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и выглядеть они могут по- разному.

Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки.

Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т. п.

Детям старше можно давать черно – белые таблицы.

/Картинка/

Мы знаем, что каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В этих случаях я предлагаю детям раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитываю текст.

Но в любом случае, запоминание происходит легче, если ситуации изображены на картинках.

Таким образом, с помощью схем-моделей, мнемотаблиц, можно достичь следующих результатов:

• Вызвать у детей желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни.

• Расширить круг знаний об окружающем мире.

• Активизировать словарный запас.

• Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Заключение

Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и родителей дома.

Литература:

1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.

2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

3. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.

4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М. : ИНТУИТ. РУ, 2007.

5. Гин А. Приемы педагогической техники. – М. :Вита-Пресс, 2003

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольниковМнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения.

Консультация для родителей «Оригами как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Оригами как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста (консультация для родителей) Исследования пооследних лет показывают,.

Литература экологической направленности, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Огромное значение на развитие речи старшего дошкольника оказывает литература. Так, многочисленные исследования (В. В. Гербова, В. А. Говорухина,.

Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «МНЕМОТЕХНИКА, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»Цель: - познакомить педагогов с.

Мнемотехника как одно из эффективных средств развития речи воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного и младшего школьного возраста – явление.

Оригами как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Оригами как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста. Чем старше ребенок, тем необходимее найти ему интересное увлекательное.

Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Театральная деятельность, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста Речь — основа психического развития дошкольников. Развитие связной речи — одна из главных педагогических задач. Уровень сформированности.

Практикум «Мнемотехника как средство развития речи и образной памяти дошкольников» Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 ноября 2019 в 21:02
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Владимировна Дзюба в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД