Наталия Борисова
Консультация для воспитателей «Театрализованная игра как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей. Игра - важное средство самовоспитания.
Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного, или фольклорного произведения.
Публикация «Консультация для воспитателей „Театрализованная игра как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Она представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений. Герои этих произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией – сюжетом игры. Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи, мы используем разнообразные методы и приемы, но более эффективным (как показывает практика) является практический метод, а именно театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность (как один из видов игровой деятельности) способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Дети с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое тоже. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.
Театрализованная игровая деятельность – это действия заданные художественным произведением. В ней осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Помимо этого она позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.
Театрализованные игры-драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуются внимание детей, зрительное восприятие, подражательность. Эта форма работы с детьми даёт нам возможность успешно реализовать целый ряд образовательных и воспитательных задач.
Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. Отдельно из видов театральных игр выделяют режиссерскую игру.
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки, или их заместители. А ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (би-ба-бо, пальчиковый) и т. д. В этих играх ребёнок или взрослый не являются действующим лицом, они создают сцены, ведут роль игрушечного персонажа – объёмного или плоскостного. Они действует за него, изображают его интонацией, мимикой. Пантомимика ребёнка ограничена, поскольку он действует неподвижной или малоподвижной фигуркой, игрушкой, однако подражательность, выразительность речи задействованы в полном объеме. Таким образом, виды театрализованных игр многообразны, они взаимно дополняют друг друга. Дети с ОНР, участвуя в театрализованных играх, преодолевают ряд комплексов, у них повышается стремление к исправлению своих речевых недостатков. Театрализованную деятельность в своей работе мы используем и как один из коррекционных методов.
Одним из важных направлений в развитии ребёнка в театрализованной деятельности является создание условий, на что мы обращаем большое внимание. Для этого мы организовали в группе театральный уголок, в котором собрали различные виды кукольного театра:
«би- ба-бо» -куклы на три пальца руки;
тростевой – куклы на палке;
теневой – плоские силуэты персонажей темного цвета;
театр на фланелеграфе, плоские персонажи на магнитах;
театр марионеток – куклы на нитках;
неподвижный (плоскостной);
пальчиковый;
театр для детей из ненужных вещей (куклы из разного материала).
Многие виды театра созданы руками воспитателей, детьми и их родителями.
Театр можно сделать из чего угодно, на что только богата ваша фантазия.
Изготовление кукол своими руками очень полезно для детей т. к. развивает мелкую моторику, творческие способности, образное мышление. Для нас очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы, какое придумывает выражение лица, как его характеризует. По этим признакам можно судить об особенностях настроения самого ребенка о его психологическом состоянии, т. к. часто человек воплощает в кукле сокровенную часть себя. Полезно к этому процессу привлекать родителей, старших братьев и сестер. Это нормализует семейные взаимоотношения.
Имеем картотеку дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, подвижных игр со словами. Оформили подборку иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки», материала, направленного на развитие речи.
Элементы театрализованной игры проводим через все виды деятельности и режимные моменты. Театральная разминка включает в себя: пальчиковый театр, игротренинг, мини – этюды на развитие творческого воображения, артикуляционная гимнастика, игры – драматизации, пантомимы.
подготовка к спектаклю процесс творческий и трудоемкий:
чтение и обсуждение литературных произведений;
знакомство со сценарием и беседа по содержанию;
проигрывание эпизодов, разучивание ролей;
упражнения по формированию выразительности исполнения;
упражнения по эмоциональному развитию детей
Параллельно идет работа по изготовлению атрибутов, декораций, костюмов, подбору музыки и постановке танцев.
Наша задача состоит в том, чтобы заинтересовать детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, побуждать к участию и принятию на себя роли. Каждому ребенку нужно дать слово, чтобы он как можно раньше сбросил груз «зажатости». Каждый ребенок горд за себя, когда слышит в свой адрес аплодисменты. Чтобы выйти на сцену нужно потрудиться. Работа над ролью – это, прежде всего, работа над собой.
Работу маленького актера над собой мы рекомендую осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия, которые после разучивания с педагогом надо ввести в повседневную жизнь детей в игре.
1. Упражнения на напряжения мышц:
рубить дрова;
волочить тяжелый ящик;
нести очень тяжелый чемодан;
дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т. п.
2. Упражнение на расслабление мышц:
заснуть на стуле;
сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды и т. п
3. Упражнения на развитие воображения:
передавать друг другу веревку, представляя, что это змея;
передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое»;
передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать от туда что- либо воображаемое и обыгрывать это.
Театрализованное представление это результат творческой совместной работы детей, педагогов и родителей. Когда виден результат труда, то ощущаешь огромный всплеск эмоций и чувство удовлетворенности от проделанной работы. Хочется подчеркнуть, что театральные занятия должны выполнять воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений.
Высшая цель искусства – нравственная.
Работу по театрализованной деятельности проводим в тесном контакте с логопедом, помощником воспитателя, музыкальным работником, преподавателем по ИЗО, старшим воспитателем и родителями. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев. Старший воспитатель дает ценные советы, необходимые указания и рекомендации по данной теме. Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Родители привлекаются и к работе в изготовлении кукол. В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций.
Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей. Совместная работа по театрализованной деятельности приведет детей в храм, который называется человеческой культурой.