Наталья Колесникова
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад — это новая ступень в жизни ребенка, первый опыт коллективного общения. Новая обстановка, незнакомые люди, определенные правила — все это вызывает у ребенка определенные реакции, эмоции и вследствие этого период адаптации у каждого происходит по-разному: кто-то с большим удовольствием идет в детский сад и не испытывает каких-либо трудностей, а для кого-то это является большим испытанием и вызывает множество переживаний и слез.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни : помещение, распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг. В детском саду новые требования и правила, к которым нужно также постепенно привыкать. Некоторые дети адаптируются очень легко – без слез бегут в группу. Играют, веселятся и не хотят уходить домой. Другие – никак не могут оторваться от мамы. Цепляются за нее, громко плачут и боятся заходить в группу.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
На процесс адаптации ребенка влияют :
достигнутый уровень психического и физического развития,
состояние здоровья,
степень закаленности,
сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,
личностные особенности самого малыша,
сложившиеся семейные отношения.
До сада,ребенок был потно связан только с семьей и сад это первое место где ребенок отрывается от родителей. В дошкольном учреждении он становится членом детского коллектива,обретает новую семью, равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться, изменить свое поведение, общение с незнакомыми взрослыми и детками. Всё это не привычно,страшно для ребенка, требует биологической и социальной адаптации к новым условиям.
Полностью меняется представление и этап жизни у малыша.
Воспитатель — это новый значимый человек в жизни каждого ребенка,который должен стать другом,помощником и второй мамой. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь малышу освоиться в новом для него мире, беспроблемно войти в жизнь детского сада,посещать сад с радостью и быть счастливым ребенком!
Трудности адаптации детей раннего возраста к новым условиям ДОУ могут возникать в процессе общения, которое не вызывает особого интереса у детей.
Адаптация детей раннего возраста имеет три фазы : острая фаза — имеет характер нестабильную психического состояния. Малыши часто теряют вес из за плохого сна,аппетита и стресса,часто болеют,замыкаются в себе. подострая фаза — имеет характер тормозит развитие. фаза компенсации —в начале увеличивается темп развития ребенка и в конце года задержка темпа развития.
Успешные условия психолого-педагогической адаптация :
организация адаптации : правильно организованный приём детей, эмоционально - благоприятная атмосфера в группе, работа с родителями,предметно-развивающая среда и игровая деятельность. Индивидуальный подход в воспитании и обучении каждого ребенка с учетом всех факторов адаптации.
Критериями успешной адаптации считаются :
внутренний комфорт, заключающийся в эмоциональной удовлетворённости; внешняя адекватность поведения, которая заключается в способности легко и точно выполнять новые требования.
В чем заключается помощь родителя, когда малыш начал посещать детский сад?
Соблюдение график адаптации, т. е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы. Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома. Поддерживайте общение с воспитателем, работайте над этим совместно с воспитателем. Настраивайте ребенка на положительный лад. Внушайте ребенку,что сад это весело и там хорошо и его там ждут и любят. Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадите его ослабленную нервную систему. На время можно прекратить походы в цирк, в театр, в гости; сократите просмотр телевизионных передач.
Будьте лучшим другом и помощником ребенку в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т. п.). Берегите нервную систему ребенка! Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему, и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы!
Никогда не пугайте ребенка детским садом! В первую очередь подготовьтесь сами. Не забывайте о то,что дети очень тонко чувствуют настроение родителей. Если мама боится оставлять ребенка в садике, естественно, ребенок будет бояться там оставаться. Если вы хотите, чтобы ребенок поверил, что ему в садике ничего не угрожает – поверьте в это сами!