Ольга Колесникова
Музыкальное воспитание и его роль в развитии социальных навыков у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка неразрывно связана с развитием всего человечества. Она присутствует в любой культуре, являясь универсальным социокультурным феноменом.
Мир звуков, человеческая речь, ритм, активно воздействуют на психику человека. Музыка отражает психоэмоциональное состояние, настроения и чувства людей. Отсюда важно понимать значение музыки в воспитании и развитии эмоционально-чувственной сферы человека в целом и ребенка в частности. Это особенно необходимо учитывать при работе с детьми с различными нарушениями. Такие дети испытывают трудности в коммуникации и социализации. Следовательно, проведение музыкальных занятий особенно важно, поскольку именно музыка, как доречевая форма коммуникации людей, способствует базовому взаимопониманию и эмпатии внутри группы.
Публикация «Музыкальное воспитание и его роль в развитии социальных навыков у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В основе музыкального произведения лежит ритм и мелодия. И если первый фактор в основе тесно связан с жизненно важными физиологическими проявлениями (биение сердца, пульс, то мелодия обращается к чувствам и эмоциям ребенка — коммуникативным, довербальным сферам, универсальным для людей любой нации, культуры, возраста и пола.
Способы работы с музыкальным материалом очень разнообразны: от простого прослушивания музыкального произведения до использования песенок, потешек в формировании культурно-гигиенических навыков (умывание и т. д.). Особенные дети с особым удовольствием участвуют в музыкальных играх, занятиях, представлениях. Зачастую, не имея возможности говорить, через музыку ребенок учится взаимодействовать с окружающим его миром, научается новым способам передать настроение, эмоциональное состояние, сказать о своих желаниях. Помимо этого, музыка помогает справляться с чувством неуверенности, зажатости, стесненности, пассивности.
При работе с детьми с ОВЗ помимо музыкального наполнения, важную роль играют атрибуты и музыкальные инструменты. Использование игрового парашюта, мячей, игрушек обогатит и расширит сенсорный опыт, поможет совершенствовать двигательные навыки (например, захват предмета и т. д.). Музыкальные инструменты помогут развить внимание, сосредоточение, слуховые навыки. Игры и танцы, представления, где дети подражают героям сказок, животным, развивают двигательную активность, координацию, внимание и ловкость. Кроме того, любая игра имеет определенный соревновательный аспект, побуждающий к самосовершенствованию.
Таким образом, любое музыкальное мероприятие с особенным ребенком, направлено на развитие коммуникативных, ментальных и творческих навыков. Способствуя снижению неуверенности и зажатости, музыка раскрепощает, высвобождая психическую энергию на тренировку памяти, внимания, управление собственным телом, а также воображение и фантазию. Все это, несомненно, является необходимым условием для формирования взаимопонимания и сотрудничества детей с ОВЗ.