Ольга Строжук
Межвозрастное общение дошкольников в детском саду как фактор их социализации
▼ Скачать + Заказать документы
Социализацией дошкольников в детском саду считают усваивание ребёнком – моральных и нравственных принципов, также правил поведения в социуме.
Социализация личности дошкольника это совокупность различных факторов, среди которых есть внешние факторы : семья, коллектив, школа, ДОУ, секции и кружки; а так же внутренние факторы, то есть, психологические особенности дошкольника, которые оказывают влияние на формирование его мировоззрения.
Публикация «Межвозрастное общение дошкольников в детском саду как фактор их социализации» размещена в разделах
Основной задачей современного образования является развитие творческой, самостоятельной, свободной личности. А наше время - время информационных технологий – требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ личности закладывается в дошкольном возрасте.
Мы работаем в обычном детском саду, где преобладает классическое взаимодействие детей. Все дети развиваются в одновозрастных группах, а социализирующий потенциал используется не в полной мере. Поэтому, я со своей коллегой решили, средствами межвозрастного общения обогатить социальный опыт дошкольников и создать условия для их личностного и социального развития. По мнению большинства педагогов и психологов, взаимодействие с детьми разного возраста является первой «школой» познавательного развития ребенка, а с другой стороны – важным условием социального развития его личности.
Межвозрастное общение – мы рассматриваем как процесс установления контактов детей разных возрастов, опосредованных особенностями каждого возраста, характером взаимодействия и содержанием совместной деятельности, адекватностью ее педагогического регулирования.
К исследованию проблемы межвозрастного обращались Е. Н. Герасимова и Г. А. Урунтаева. Полученные Г. А. Урунтаевой данные показали, что даже при периодическом общении старших дошкольников с малышами обеспечивается высокий уровень положительного взаимовлияния контактов на социальное развитие детей. Отмечено, что младшие дети, если к ним проявляется интерес, охотно идут на взаимодействие со старшими дошкольниками, более того, они очень дорожат и гордятся их вниманием.
Польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец действий, а авторитет старшего ребенка стимулирует к выполнению действия, тем самым развивая исполнительность, как компонент активности.
Для старшего – показ, объяснение другому, способствует лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, которая входит в структуру социальной активности. Мы наблюдаем, как в межвозрастном общении и взаимодействии обеспечивается прежде всего эффект социального развития – достижение оптимальной формы социальной активности, которая делает ребенка способным влиять на свои жизненные обстоятельства и на самого себя.
В настоящее время существуют две формы межвозрастного общения – разновозрастная группа и кратковременные объединения детей, который является по нашему мнению более простой и эффективной формой работы в этом направлении. Мы решили на этом не останавливаться и к нашей совместной деятельности привлечь родителей, так как именно взрослые в лице родителей, несомненно, играют важнейшую роль в социализации личности ребенка.
В работе с родителями нами были поставлены следующие задачи:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей;
поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях;
создать условия для развития свободного общения взрослых и детей в ходе совместной игровой деятельности.
Целью нашей работы с родителями мы поставили вовлечение их в единое образовательное пространство; в чем мне очень помогают различные мастер – классы, праздники, развлечения с участием родителей, совместное оформление прогулочной площадки для детей (летом это тропа здоровья, игровые сооружения, зимой – снежные фигуры, лабиринты, ледяная горка).
Любое мероприятие, организованное и проводимое совместно с родителями, позволяет им увидеть изнутри все сложности, с которыми приходится сталкиваться воспитателю, и немного пересмотреть свой взгляд на нашу работу.
Был составлен план совместных мероприятий детей двух групп средней «А» и 2 младшей «Б» на 3 года по конкретным направлениям:
1. Художественно-эстетическое.
1.1. Совместное проведение театрализованной деятельности, различные инсценировки (по сказкам Корнея Чуковского, спектакли («Не воспитанный Топтыжка» «Сказка Репка на новый лад», кукольные театры («Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», концертная деятельность для детей и родителей (и вместе с родителями) в детском саду (ко дню семьи, к международному женскому дню, ко дню защитника отечества, ко дню защиты детей).
1.2. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и ручного творчества в аппликации: коллективная работа «Ах, лето красное» (техника ладошек и аппликация из салфеток, индивидуальные работы «Ежик из ладошек», «Курочка ряба» (аппликация с манной крупой, «Божья коровка» (объемная аппликация).
2. Познавательное.
2.1. Межвозрастное общение на совместных мероприятиях, направленных на профилактику безопасности дорожного движения («Детям знать положено правила дорожные», где проводились тематические беседы («Правила дорожного движения выполняй без возражения», «Мой друг светофор», «Где можно играть», закрепление материала в познавательно-игровой деятельности («Автомульты», «Безопасный город», «Верно-неверно», «Дорожные знаки», подвижных играх («Веселый трамвайчик», «Цветные автомобили» «Воробушки и автомобиль», «Красный, желтый, зеленый», «Автобус»).
2.2. Организация дней музеев: транспорта («По небу, по морю, по суше», часов («Загадочный мир часов», посуды («О чем поведала чашка») в которых дети проявляли себя в качестве экскурсоводов. Причем не только старшие рассказывали младшим об экспонатах, но и малыми тоже выступали перед детьми старшего возраста. Совместное оформление фотовыставок и фотоотчетов.
3. Физическая культура и здоровье.
Началось с проведения совместных ежедневных утренних зарядок, оздоровительного бега на свежем воздухе в теплый период, спортивных праздников и развлечений («Не перевелись богатыри на земле русской», «Мама, папа и я спортивная семья»). Апофеозом явилось проведение «Детского мундиаля».
4. Реализация национально-регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования
Знакомство с достопримечательностями города Димитровграда «Вот моя улица, вот мой дом родной», совместные экскурсии к памятникам города, просмотр презентаций «Димитровград – наша малая Родина».
5. Игровая деятельность.
Большую роль в межвозрастном общении мы отводили сюжетно-ролевым и дидактическим играм, обусловлавливая это тем, что в них есть правила, которые нужно соблюдать. В данной ситуации старшие дети попадают в позицию организаторов и стараются объяснить правила еще до начала игры, повторяют их еще несколько раз в ходе игры, поэтому число нарушений резко уменьшается, в отличие от игры, когда играют дети одного возраста. В результате таких игр проявляются организаторские умения детей: вербальные формы регуляции взаимодействия, возрастает контроль, появляется сопричастность к игре другого в форме поддержки и помощи.
Наибольший интерес у девочек вызывали игры «Салон красоты», «Дочки-матери», «Поликлиника»; у мальчиков это «Строительство», «Автозаправка». Но были игры, в которые играли одинаково с удовольствием и мальчики и девочки: «Магазин», «Больница», «Ветеринарная лечебница», «Цирк», «Зоопарк» и др.
Еще необходимо отметить – постоянное общение младших со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. В процессе игры особое значение приобретает пример старших для младших.
Нами были определены и формы работы с родителями и детьми: взаимопосещения, организация совместных образовательных и развлекательных мероприятий, но особенно понравились родителям и детям мастер-классы, которые организовывали и проводили не только педагоги ДОУ, но и сами родители: например мама ___ показала и научила всех делать куклы-обереги своими руками, а мама ___ показала, как нужно квасить капусту; мама-портниха ___ рассказала о своей профессии, познакомила с разнообразием материалов, из которых шьют одежду, и научила пришивать пуговицы; папа-биолог ___ организовал серию встреч в музыкальном зале, на которых дети с помощью опытов узнавали о физических и химических свойствах предметов окружающего мира.
Благодаря продуманной трехлетней работе, мы пришли к тому, что:
создалась дополнительная сфера самореализации, где ребенок может реализовать себя не только в среде своих сверстников, но и в обществе детей другого возраста;
произошло взаимовлияние, взаимообогащение между детьми разных возрастов;
появилась возможность переживать ситуацию успеха в присутствии младших детей;
выработались способы поведения в самых различных ситуациях;
у детей развились: взаимное доверие, взаимопомощь, поддержка и открытость;
выработались самостоятельность и независимость, рефлексивность мышления;
развились самосознание и самопознание, сформировалось представление о себе.
Вот именно через такие разнообразные формы работы, мы развиваем у наших воспитанников в содружестве с семьями, социально-коммуникативные навыки. А смысл работы с родителями не только в установлении контакта с ними, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают наши советы, становятся более открытыми для новой информации.
На сегодняшний день я могу сказать, что у нас сложилась система в работе с родителями, и это дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч, нашими помощниками, создана атмосфера взаимоуважения.
Анализируя наш опыт можно сказать следующее:
у родителей появился интерес к образовательному процессу;
они стали стремиться к индивидуальным контактам с воспитателями;
возникают дискуссии по инициативе родителей, повысилась их активность при анализе педагогических ситуаций;
родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.
Эффективность нашей работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативе родителей в жизни группы и детского сада.
Строжук Ольга Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории.
Калужская область,г. Обнинск