Алена Продан
Место народного фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Место народного фольклора
в развитии речи детей раннего дошкольного возраста
Проблема использования малых форм фольклора изучена в работах М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, Н. В. Новоторцевой, О. С. Ушаковой и др.
Публикация «Место народного фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
По мнению этих авторов, первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм : колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме – таят в себе немалые жанровые богатства.
Под развитием речи подразумевается обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением частей речи) и развитие связной речи (обучение построению предложений и фраз). Младший возраст обладает особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. У ребенка интенсивно формируются наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь, психическая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир и действовать по представлению. По мнению Ивановой Г., Курашовой В., малые формы фольклора максимально приближены к уровню когнитивно-речевого развития ребенка от 2 до 3 лет.
В работе с детьми раннего возраста используются следующие малые фольклорные формы : пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички.
Для того, чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии, по мнению Сазоновой С. Е., Малининой О. В. воспитатель должен:
- знать уровень развития своих воспитанников;
- научиться владеть художественными средствами;
- обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;
- петь и танцевать;
- использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);
- использовать красочность и богатство зрительных образов;
- применять забавный сюжет;
- больше использовать словесные, наглядные, игровые методы;
- варьировать методическими приемами.
Т. Пескишева выделяет следующие виды работы с использованием фольклора :
- занятия;
- игры;
- самостоятельная творческая продуктивная деятельность;
- досуги;
- календарные праздники.
Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко вcему живому, интерес и уважение к труду.
Постепенное поэтапное усвоение малых фольклорных форм включает в себя следующие задачи:
1. Первичное понимание предъявляемого материала.
2. Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.
3. Заучивание или повторение текстов.
4. Последующее использование усвоенного фольклорного материала в игровой и речевой деятельности.
Малые фольклорные формы фиксируют свойства и состав языковых единиц и, являясь чувственной опорой мыслительных процессов, программируют операционный состав анализа и порождения речевого высказывания, т. е. служат основой развития когнитивно-речевой деятельности.
Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Отбор фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а так же тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.