Оксана Михайловна Васёва
Логоритмика в музыкальной деятельности с детьми ТНР старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
деятельности с детьми ТНР
старшего дошкольного возраста"
Автор статьи: музыкальный руководитель
Васёва О. М.
Публикация «Логоритмика в музыкальной деятельности с детьми ТНР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Обращаясь на занятиях к логоритмике, педагоги разучивают с детьми стихи, песенки, сопровождаемые движениями и музыкой. Можно часто наблюдать, как дети, проговаривая слова, неритмично соотносят их с музыкой, или показывают движения без музыки, совершенно не соотнося их с ритмом произносимого текста. В этом случае логоритмика становится формальной и бесполезной.
В различных источниках "логоритмику" называют по-разному, это и комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения сочетаются со словом, и комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
В любом случае не надо забывать, что логоритмика произошла от сочетания слов "логос и "ритм". С "логосом" все понятно, это «слово», а с ритмом не все так просто. Для этого необходимо углубиться в музыкальную терминологию. Ритм в музыке — это организация времени и акцентов в музыкальном произведении. Он определяет скорость, пульсацию и ощущение движения в музыке. Проще говоря, ритм - это чередование длинных и коротких звуков, пауз, акцентов в потоке равномерной пульсации.
Именно пульсация (метр) создаёт равномерность, размерность музыки, за-дает ей скорость и темп. Когда мы видим, что ребенок поет или двигается, не попадая в пульсацию (в метр) музыки, мы говорим, он не ритмичен, он не слышит музыку. Причин "неритмичности" огромное количество, начиная от неравномерного сердцебиения, темперамента, национальности, и заканчивая общей неразвитостью слухового внимания.
Таким образом, в логоритмике, мы выделяем "слово и ритм". Именно ритм является главным двигателем слова. Ритмичное проговаривание слов, ритмичные движения, подчиненные ритму воспроизводимых слов, правильно подобранная ритмичная музыка – это ключ к успешному овладению логоритмикой.
Детям с тяжелыми нарушениями речи, логоритмика, несомненно, может помочь. Для этого педагогу необходимо подобрать стихи, в которых встречаются трудно или неправильно произносимые звуки для ребенка под ударением. Эти звуки должны находиться в сильной позиции, акцентироваться. Акцентные слоги выделяются движениями: кивок головы с движением тела вперед, либо разведение рук перед собой, можно придумать и другие движения. Неударные слоги сопровождаются хлопками по коленям, или перед собой. Затем в стихотворении определяется стихотворный размер: ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль. Ритмически прохлопывается текст, выделяя акценты. В итоге достигается естест-венный ритм в логоритмике.
Например, строка из стихотворения: "На/ша Та/ня гро/мко пла/чет, у/ро-ни/ла в реч/ке мя/чик "- это хорей, /_/_/_/_.
"На"/ - это ударный слог, делаем акцент - ударяем по коленям;
"ша" - не ударный - хлопок перед собой;
"Та/- ударный, акцент - по коленям;
"ня" - не ударный - хлопок перед собой и т. д.
Все хлопки равномерные по времени (это - метр, пульс).
Но можно задать ритм, не связанный со стихотворным размером, в котором
слог "гром" (в слове громко) - длинный, акцентный, его обозначаем длинным хлопком по коленям, остальные слоги ровно прохлопываются перед собой: "на-ша Та-ня гром/-ко пла-чет (_ _ _ _ гром / _ _ _).
Проговаривать текст надо четко, артикулировать звуки утрированно, тогда логоритмика «работает».
Часто дети плохо произносят гласные звуки. На них дети либо вовсе не открывают рот, или "зажимают" гласные в уголках губ, растягивая и поджимая губы. Поэтому надо проследить, чтобы дети, освобождали подбородок от зажатия, опускали его вниз, четко артикулировали губами.
В логоритмическом упражнении - "Барабан", (автор: Васёва О. М., прорабатываются гласные звуки: ("а", "о", "и", "е"); губно-губные звуки ("б", "м", сонорный - "н").
Короткие неакцентные слоги (обозначим их горизонтальными палочками) прохлопываются двумя руками по коленям, либо перед собой. Акцентные слоги (вертикальные, косые палочки) выделяются одновременными движениями: хлопка по коленям с кивком головы и продвижением тела вперед. У детей с нарушениями речи плохая координация движений, поэтому нужны сильные акценты, помогающие скоординировать слог - ритм - движение.
1. Задаем хлопками метр (пульсацию, т. е. равномерное чередование хлоп-ков двумя руками через один слог, не акцентируя:
/ / / /
1. В бара-бан люб-лю иг-рать,
/ / / /
Позо-ву я всех ре-бят!
Или можно задать ритм, как хорей. Равномерно хлопаем по коленям (на длинные палочки, на горизонтальные палочки делаем хлопки перед собой:
/ - / - / - / -
В бара-бан люб-лю иг-рать, (пауза – знак молчания, для ровной пульсации) /
/ - / - / - / -
Позо-ву я всех ре-бят! (пауза – знак молчания, для ровной пульсации)
2. В следующих строчках задаем ритм на каждый слог. Последний слог в строчке акцентируем. Слоги с горизонтальными палочками должны проговариваться коротко и равномерно. Длинный слог, с длинной палочкой, подольше по-держать на коленях:
- - - - - - /
2. В ру-ки па-лоч-ки во-зьмем,
- - - - - - /
В ба-ра-бан иг-рать нач-нем!
3. В следующем примере акцент переходит на третью долю (как в анапесте). Выделяем акцент кивком головы, движением тела вперед, хлопками. Слоги с го-ризонтальными палочками должны проговариваться коротко и равномерно. Длинный слог, с длинной палочкой, подольше подержать на коленях:
- - / - - /
3. Бам, бам, бам, бам, бам, бам,
- - / - - /
Ба-ра-банит ба-ра-бан!
4. Усложняем ритм, сами придумываем его:
/ - - - / - - -
4. Вмес-те все мы ба-ра-ба-ним,
/ - - - / - - -
Ни-ког-да мы не ус-та-нем!
Описываемый выше метод требует подготовки, поэтому педагог, в начале, сам проговаривает слова с движениями, затем дети повторяют, они должны хорошо знать текст. По сути, педагог может задать любой ритм, как во втором и четвертом примерах, главное, чтобы он был, действительно ритмом, четким, ровным и понятным. Музыку добавлять не надо, потому что ее трудно подобрать на разную пульсацию!
Следующий пример, песня "Наша Родина сильна" (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной). Необходимо знать мелодию песни, так как показанный ниже проговариваемый ритм соответствует ритму песни, написанной композитором. Дети маршируют и поют, (руки - на поясе, четко делают опору на левую ногу.
/ - / - / - /
1 куплет: Есть у нас танкисты, есть и моряки,
/ - / - / - /
Есть у нас десантники*- меткие стрелки.
* в оригинальном тексте - «есть
артиллеристы».
Припев:
/ - / - / - / -
Наша Родина сильна, охраняет мир она,
/ - / - / -
Охраняет мир она! (пауза).
2 куплет:
/ - / - / - / -
Есть у нас ракеты, есть и корабли, (пауза)
/ - / - / - /
Наши космонавты - чудо всей Земли.
Дети выполняют движение вперед двух рук от себя и к себе, без ходьбы маршем.
3 куплет:
/ - / - / - / -
Мы гордимся нашей мирною страной, (пауза)
/ - / - / - / -
И непобедимой Армией родной! (пауза)
Дети маршируют, как в первом куплете.
Когда дети хорошо будут координировать движения, можно прибавить к ходьбе маршем отмашку рук.
Третий пример, логоритмическая игра - «Загадки о военной технике». Первый вариант игры: показ движений стоя, под ровную пульсацию (метр). Второй вариант: можно прохлопывать ритм.
Музыкальный руководитель.
Предлагаю поиграть,
Военных технику назвать.
Вы стихами отвечайте,
Четко, точно повторяйте,
Ритм движеньям задавайте!
Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет.
Человек им управляет, что такое?
(Дети: самолет)
Дети. Самолёт военный по небу летит.
Самолёт военный нас он защитит!
1. Показывают движения самолета: раздвинули руки в стороны, покачиваются вправо-влево.
2. /_/_/_/ - для хлопков.
Дети «летят» по кругу под музыку
Музыкальный руководитель.
Под водой железный кит,
Днем и ночью кит не спит?
(Дети: подводная лодка)
Дети. Подводная лодка уходит в поход,
Её провожает весь Северный Флот!
1. Дети показывают движения подводной лодки. Вытянули перед собой
руки, соединив ладошки, пальцы ровно сложены. Покачиваются - вправо и влево.
2. _/_ _/_ _/_ _/ - для хлопков.
Дети «плывут» по кругу под музыку
Музыкальный руководитель.
Хожу в железном панцире,
бронею весь обшитый.
Стреляю я снарядами,
я очень грозный с виду!
(Дети: танк)
Дети. Танк на гусеницах едет,
пушкой в стороны он вертит!
1. Показывают движения танка: двумя руками, сжатые в кулачки, делают круговые движения перед собой.
2. /_/_/_/_ - для хлопков.
Дети «едут» по кругу под музыку
Музыкальный руководитель.
Мы их в небо запускаем,
цели злобные сбиваем!
(Дети: ракета)
Дети. Ракету я построю сам,
ракета взмыла к небесам!
1. Показывают движения ракеты: соединили ладошки вместе, вытянув все пальчики, поднимают-опускают руки.
2. _ _ _ / _ _ _ / - для хлопков.
Дети «летят» по кругу под музыку, садятся на стульчики
Таким образом, в логоритмике главное - это сочетание слова и ритма. Ритм проговариваемых слов передает ритм движениям.