Алёна Борисова
Игры «Ладошки» и их влияние на развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Давайте поиграем!
Игры «Ладошки» или «Хлопалки»
Как известно ИГРА является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста, благодаря игре дети познают окружающий мир, ищут и находят своё «я» в этом мире. Можем ли мы, взрослые, ответить на вопрос : в какие игры интересно играть нашим старшим дошкольникам? И какие игры могут помочь детям в установлении дружеских связей? Реалии сегодняшнего дня таковы, что многие дети не умеют общаться, им сложно познакомиться друг с другом, возникает стеснение элементарно взять друг друга за руку.
Темочки:
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как помочь нашим детям стать ближе друг к другу? Давайте научим их играть в игры «Хлопалки» или «Ладошки»!
Почему «Ладошки»?
Раскрытая ладонь- древнейший символ защиты. Символ руки глубоко почитаем во множестве культур, каждая из которых приписывает себе зарождение талисмана. Талисман Хамса в переводе с арабского означает «пять». В иудаизме «Рука Марьям», в арабском мире «рука Фатимы», в христианстве «Рука или Десница Божья», которая несёт защиту странствующим. Наука хиромантия предсказывает по ладони судьбу ее обладателю. В наши дни мы говорим «дай пять» и это означает приветствие, поздравление или просто выражение дружеских чувств.
Забавный факт: циничные медики не обошли своим вниманием этот вид общения. По их мнению, данное приветствие передаёт друг другу гораздо меньше микроорганизмов, чем обычное рукопожатие.
На кончиках пальцев находится огромное количество нервных окончаний. Дотрагиваясь до чего-либо нового, ребёнок получает информацию, которая передаётся в мозг, где сопоставляется с данными, полученными с помощью других органов чувств: зрения, слуха, обоняния. Поэтому, играя с собственными пальчиками, малыш учится наблюдать, делать выводы – одним словом, умнеет. Морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны даёт возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребёнка через тренировку тонких движений пальцев рук. Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребёнка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребёнка, активизируем мышление, улучшаем внимание, память, помогаем научиться терпению, вырабатывать усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей, пробуждающих воображение и фантазию.
Безусловно, развитию мелкой моторики руки помогают такие занятия как : лепка, рисование пальчиками, собирание мелких деталей, завязывание-развязывание узелков, и т. п., пальчиковая гимнастика. Но и весёлые «Хлопалки- Ладошки» нельзя оставлять без внимания! Для этих игр не нужно специально оборудованное помещение, никаких материальных затрат, нужны только руки. Играть мы можем всегда и везде. И играть в них очень интересно!
Начинаем играть в «Ладошки» с самого раннего возраста. Ещё грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга и напевать «Сороку- Белобоку». С 6 месяцев можно играть уже в игру «Ладушки» или «Идёт коза рогатая…». В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения со стихотворным текстом, потешками и пальчиковой гимнастикой, а к старшему дошкольному возрасту ребенок сам предоставит вам на выбор из своего, детского фольклора очень интересные произведения, такие как:
Два пупсика
Ляли ляли, ляли
Два пупсика гуляли,
два пупсика гуляли
В Таврическом саду
И шляпку потеряли
В двеннадцатом часу
Но шёл какой-то дядя
И шляпку подобрал
А пупсики кричали:
«Украл, украл, украл!»
Но дядя был хороший
И шляпку им отдал,
И пупсики кричали:
«Ура, ура, ура!»
Условия игры: в игре принимают участие два человека (может быть большее количество детей, по желанию играющих). Чередуются хлопки : свои ладошки- правые ладошки- свои ладошки- левые ладошки-свои ладошки- обе ладошки вместе…. Так до конца игры.
Дракончики Летели дракончики, ели пончики,
Сколько пончиков съели дракончики?
(говорится любая цифра и идёт счёт)
Условия игры: в игре принимает участие от двух до 20 человек (может быть и больше, по желанию играющих). «Ладошки» передаются игрокам по кругу, последний игрок должен быть внимательным, чтобы суметь вовремя отдёрнуть свою ладошку. Не дать «запятнать» себя)
Заколдованный билет
Колдуй баба, колдуй дед,
Заколдованный билет.
На билете можно спать
Всех людей заколдовать
Условия игры: в игре могут принимать участие от двух до 5 человек (наиболее комфортно до 5)
Есть один водящий, он держит руку на уровне своих глаз, ладошкой вниз. Остальные игроки подставляют свои указательные пальчики под ладошку водящего, «прячутся под крышу». Все проговаривают слова игры, на последних словах водящий резко закрывает ладошку. Всем игрокам необходимо убрать пальчики, кто попался в «капкан»- становится водящим.
Игр таких существует большое множество это и «Виру-виру», «Дон-дон дэри», «Где-то в тихом океане», «Дюба-дюба» и мн. другие. (много игр можно найти на просторах интернета
Смысла в этих рифмах практически нет, есть заданный ритм- как первооснова (сбился с ритма начни игру сначала) различные манипуляции руками (чередование хлопков и смена темпа). Можно предлагать те стихотворные формы, которые нравятся вам или детям, вместе придумывать чередование и виды хлопков. Такое совместное творчество принесёт радость всем участниками процесса, эти игры станут самыми любимыми в багаже «хлополок».
Дети вовлекаются в игру «Ладошки-Хлопалки» со всем своим детским усердием, готовы играть в «Хлопалки» продолжительно долгое время (15- 60 минут). Когда мы, взрослые люди, родители, прикасаемся к детской субкультуре, мы становимся ближе к своим детям. Научите своих детей этим играм и тогда помимо психо-физиологического развития вы получите довольного (занятого во время долгих ожиданий, переездов и т. п. ребенка, а ребенок заведет себе партнера по играм в вашем лице и новых друзей среди сверстников.
«ЛАДОШКО- диагностика»:
Помимо игровой нагрузки, игры «Хлопалки или Ладошки» могут стать отличным диагностическим методом. По этим играм виден уровень развития координационных механизмов и соответствие их возрастным нормам.
Играйте, развивайтесь и будьте счастливы!