Атаманова Вера Алесандровна
Коммуникативная компетентность педагогов во взаимодействии с родителями (законными представителями) обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
«Коммуникативная компетентность педагогов во взаимодействии с родителями (законными представителями) обучающихся».
Для компетентного подхода основная значимость приобретает способность человека к использованию имеющихся знаний. Данная способность приобретается посредством получения опыта самостоятельного решения задач и проблем. Именно это является смыслом образовательной деятельности. Компетентность человека проявляется в анализе результатов деятельности, способности делать выводы, то есть, овладении рефлексивной деятельностью.
Публикация «Коммуникативная компетентность педагогов во взаимодействии с родителями (законными представителями) обучающихся» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Понятие коммуникативной компетенции несколько различается у разных авторов. Примем в качестве основного определения следующее : коммуникативная компетентность это умение устанавливать и поддерживать эффективные контакты с разными людьми.
Н. Н. Лобанова отмечает, что под коммуникативной компетентностью педагога следует понимать способность педагога к разнообразным формам общения и взаимодействия, как система внутренних ресурсов, которые необходимы для построения успешного общения в определенном круге ситуаций личностной коммуникации.
Существует достаточно широкий спектр компетенций, которые необходимы профессионалу в современных условиях. При этом, коммуникативная компетенция относится в ключевым.
Понятие коммуникативной компетенции непосредственно связано со всеми видами педагогической коммуникации. Феномен педагогической коммуникации является многоаспектным и включает в себя такие стороны как:
• технология взаимодействия педагога с воспитанниками;
• понятие коммуникации как дидактической единицы в учебном процессе;
• коммуникативная компетентность педагога;
• показатели психологического комфорта образовательной среды и др.
Как показывают исследования (В. А. Кан-Калик, Я. Л. Коломенский, Н. В. Кузьмина, А. Н. Маркова, эффективность педагогической деятельности воспитателя ДОУ, тесно связаны с взаимодействием с родителями. Общение с родителями воспитанников, которые имеют различный возрастной и образовательный статус, является составляющей частью коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования
Профессиональное общение воспитателя направлено на повышение педагогической культуры родителей, на обмен между родителями и воспитателями эмоциональной или познавательной информацией, знаниями, опытом, умениями и навыками, на установление сотрудничества, взаимодействия и партнерских отношений с родителями воспитанников. Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образования в сфере взаимодействия и общения с родителями воспитанников характеризует его способность успешно строить процесс общения с родителями, учитывая их актуальные образовательные потребности и интересы, применяя современные формы и методы организации общения.
Согласно представлениям Т. В. Кротовой, взаимодействие педагога с родителями – это профессиональное общение педагога, которое направлено на повышение педагогической культуры родителей, на обмен между родителями и воспитателями эмоциональной или познавательной информацией, знаниями, опытом, умениями и навыками. Оно нацелено на установление сотрудничества, взаимодействия и партнерских отношений с родителями воспитанников. Данный факт указывает на профессиональную ответственность воспитателя и повышение требований к уровню его коммуникативных знаний и умений, владению приемами и способами эффективного общения с родителями воспитанников.
Цели деятельности по формированию коммуникативной компетентности педагогов ДОУ :
1. Обновление содержания эффективных методов воспитания и обучения.
2. Воспитание педагога с новым мышлением, способного внедрять инновационные процессы в практику воспитания, достигать новых образовательных результатов, обладающим компетентным подходом к формированию личности дошкольника.
Ведущим средством формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОУ во взаимодействия с родителями воспитанников является методическая работа.
К преимуществам методической работы следует отнести способность формировать у педагога новые знания и умения, возможность изучения инноваций в педагогической деятельности, систематическим и целенаправленным характером работы с педагогами.
В процессе методической работы педагог взаимодействует с коллегами в квалифицированной среде, может в короткие сроки перенести вновь полученные знания и умения в педагогическую практику, получить поддержку своих опытных коллег, наставников. У руководителя методической работы, в свою очередь, имеется возможность реализовывать дифференцированный подход, проводить индивидуальную работу с педагогами, наблюдать педагогический процесс и преодолевать имеющиеся у конкретного педагога трудности, проводит коррекцию процесса формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОУ во взаимодействия с родителями.
К активным методам реализации методической работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов ДОУ можно отнести :
• коллективные деловые игры;
• творческие и проблемные группы;
• мастер- классы;
• педагогические тренинги.
Руководителям ДОУ следует учитывать, что любые нововведения могут быть связаны с сопротивлением со стороны сотрудников. Это объясняется действием как психологических, так и социальных причин. Поэтому проблема формирования отношения субъектов инновационной деятельности к ней относится к важнейшим факторам реализации инновационного процесса. Для успешного внедрения инноваций необходим правильный подход к педагогам со стороны администрации. Следует максимально избегать давления на педагогических работников. В плане работы с педагогами учитываются индивидуальные педагогические запросы и предпочтения, оценивается уровень готовности к инновационной деятельности.
Таким образом, в процессе профессиональной деятельности педагога формирование коммуникативной компетентности относится к наиболее важным задачам, так как педагогическое общение включается во все виды деятельности педагога. В тех случаях, когда педагог целенаправленно организует общение с воспитанниками и их семьями, коммуникативные компетенции педагога приобретают особую ценность.
Для формирования коммуникативной компетентности педагогов используются разнообразные формы работы. Способы методической работы отбираются с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа и образования.
Следует отметить, что нельзя ограничиваться традиционными методами работы с педагогами. Одним из наиболее эффективных средств работы с педагогами по формированию коммуникативной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников можно считать применение активных методов обучения. Они предполагают диалогическое общение обучающих и обучаемых, способствуют повышению познавательной активности педагогов, а также быстрому формированию необходимых знаний и умений.