Папки-передвижки

Коммуникация — база для развития речи детей с РАС (из опыта работы)

Татьяна Живаева
Коммуникация — база для развития речи детей с РАС (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а именно с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, в том числе с сенсорными и когнитивными нарушениями, с задержкой психического развития, показывает, что все дети, даже с одинаковыми заключениями и участками спектра, очень разные, но у всех у них есть особые коммуникативные потребности и сложности.

Что такое коммуникация и в чём её отличие от языка и речи?

Публикация «Коммуникация — база для развития речи детей с РАС (из опыта работы)» размещена в разделах

Коммуникация – это передача сообщения от одного человека к другому. У этого сообщения могут быть разные цели: передача информации, отказ, запрос информации и т. д.

Язык – это система кодов, система знаков, то, что составляет наш словарь. Это система правил – то есть каким образом эти слова используются, в каких последовательностях, в каких комбинациях.

Речь – это то, что мы озвучиваем или пишем.

Коммуникация не обязательно связана напрямую с языком, потому что мы можем обмениваться взглядами, выражением лица, мы можем использовать какие-то другие вещи, которые не имеют отношения к системе знаков или кодов. Она также необязательно связана с речью, потому что мы можем общаться, не произнося никаких слов. Однако коммуникация обязательно предполагает наличие одного или более партнеров.

Коммуникацию не следует путать с коммуникабельностью (общительностью). Коммуникабельность относится к эмоциональной сфере и желанию общаться. Коммуникация, или способности в области коммуникации – это способности взаимодействовать с окружающими людьми.

Развитию коммуникации у детей с РАС и сложными дефектами необходимо уделять особое внимание, так как независимо от уровня речевого развития, коммуникация

• даёт возможность общения со сверстниками и взрослыми

• даёт возможность передачи информации

развивает способность обращения и просьбы

• снижает нежелательное поведение.

Кроме этого, именно развитие коммуникативных способностей часто приводит к появлению или прогрессу в развитии речи. Да и речь без коммуникации не имеет большого смысла. Ребёнок, цитирующий огромные тексты, но при этом не способный обратиться к окружающим, играть со сверстниками, гораздо более ограничен, чем дети, испытывающие сложности в грамматическом построении фразы или с недостаточным словарным запасом.

Чтобы помочь ребёнку в развитии коммуникации, нужно понимать этапы развития коммуникации, виды коммуникативного поведения и то, какие способности ребенок приобретает на каждом этапе.

Для оценки коммуникативного уровня можно использовать

Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста (М. Б. Елисеева, Е. А. Вершинина, В. Л. Рыскина);

• Матрицу общения (Чарити Роуленд);

• Международную классификацию функционирования (МКФ);

• Концепцию DIR, методику Floortime

При типичном развитии ребёнок естественным образом достигает каждого этапа и переходит с одного на другой. Детям с РАС, независимо от возраста, необходима помощь. Невозможно научить ребёнка разговаривать, игнорируя этапность развития коммуникации в общем и актуальный уровень коммуникативных возможностей.

Оценив уровень, можно сконцентрироваться либо на повышении навыков в текущем уровне (особенно актуально для детей с крайне низким репертуаром коммуникативных сообщений и видов коммуникативного поведения, либо на овладении видами поведения на более высоком уровне.

Необходимо учитывать когнитивные нарушения, моторику, голосовые и сенсорные ограничения ребёнка.

Если ребёнок испытывает трудности или имеет нарушения коммуникации, приоритетным направлением будет являться развитие именно этой области. Речь начнет развиваться более эффективно, только когда она станет инструментом, способом коммуникации.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы) В логопедической практике для привлечения внимания детей, повышения их заинтересованности и улучшения качества коррекционного процесса используются.

Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы)Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы) Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы) Главная задача бизиборда-предоставление ребенку интересных и безопасных объектов.

Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей»Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей» Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей».Чистоговорки и скороговорки - это уникальное явление языковой культуры.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта»Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет.Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Хочу поделиться своей работой по формированию предпосылок к развитию речи у малышей. Всем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникация — база для развития речи детей с РАС (из опыта работы)
Опубликовано: 13 августа 2021 в 12:54
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникация — база для развития речи детей с РАС (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Живаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД