Татьяна Живаева
Коммуникация — база для развития речи детей с РАС (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а именно с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, в том числе с сенсорными и когнитивными нарушениями, с задержкой психического развития, показывает, что все дети, даже с одинаковыми заключениями и участками спектра, очень разные, но у всех у них есть особые коммуникативные потребности и сложности.
Что такое коммуникация и в чём её отличие от языка и речи?
Публикация «Коммуникация — база для развития речи детей с РАС (из опыта работы)» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Коммуникация – это передача сообщения от одного человека к другому. У этого сообщения могут быть разные цели: передача информации, отказ, запрос информации и т. д.
Язык – это система кодов, система знаков, то, что составляет наш словарь. Это система правил – то есть каким образом эти слова используются, в каких последовательностях, в каких комбинациях.
Речь – это то, что мы озвучиваем или пишем.
Коммуникация не обязательно связана напрямую с языком, потому что мы можем обмениваться взглядами, выражением лица, мы можем использовать какие-то другие вещи, которые не имеют отношения к системе знаков или кодов. Она также необязательно связана с речью, потому что мы можем общаться, не произнося никаких слов. Однако коммуникация обязательно предполагает наличие одного или более партнеров.
Коммуникацию не следует путать с коммуникабельностью (общительностью). Коммуникабельность относится к эмоциональной сфере и желанию общаться. Коммуникация, или способности в области коммуникации – это способности взаимодействовать с окружающими людьми.
Развитию коммуникации у детей с РАС и сложными дефектами необходимо уделять особое внимание, так как независимо от уровня речевого развития, коммуникация
• даёт возможность общения со сверстниками и взрослыми
• даёт возможность передачи информации
• развивает способность обращения и просьбы
• снижает нежелательное поведение.
Кроме этого, именно развитие коммуникативных способностей часто приводит к появлению или прогрессу в развитии речи. Да и речь без коммуникации не имеет большого смысла. Ребёнок, цитирующий огромные тексты, но при этом не способный обратиться к окружающим, играть со сверстниками, гораздо более ограничен, чем дети, испытывающие сложности в грамматическом построении фразы или с недостаточным словарным запасом.
Чтобы помочь ребёнку в развитии коммуникации, нужно понимать этапы развития коммуникации, виды коммуникативного поведения и то, какие способности ребенок приобретает на каждом этапе.
Для оценки коммуникативного уровня можно использовать
• Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста (М. Б. Елисеева, Е. А. Вершинина, В. Л. Рыскина);
• Матрицу общения (Чарити Роуленд);
• Международную классификацию функционирования (МКФ);
• Концепцию DIR, методику Floortime
При типичном развитии ребёнок естественным образом достигает каждого этапа и переходит с одного на другой. Детям с РАС, независимо от возраста, необходима помощь. Невозможно научить ребёнка разговаривать, игнорируя этапность развития коммуникации в общем и актуальный уровень коммуникативных возможностей.
Оценив уровень, можно сконцентрироваться либо на повышении навыков в текущем уровне (особенно актуально для детей с крайне низким репертуаром коммуникативных сообщений и видов коммуникативного поведения, либо на овладении видами поведения на более высоком уровне.
Необходимо учитывать когнитивные нарушения, моторику, голосовые и сенсорные ограничения ребёнка.
Если ребёнок испытывает трудности или имеет нарушения коммуникации, приоритетным направлением будет являться развитие именно этой области. Речь начнет развиваться более эффективно, только когда она станет инструментом, способом коммуникации.