Нечепуренко Ольга Анатольевна
Консультация для педагогов «Кисть руки как орган речи»
Кисть руки как орган речи
Аннотация: в статье представлен опыт работы по совершенствованию тонкой моторики пальцев рук. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа, как средство развития речи у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речевых зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов „Кисть руки как орган речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Ключевые слова: дети с речевыми нарушениями, кисть руки как орган речи, системность занятий, совершенствование тонкой моторики пальцев рук.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной.
В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагогов, становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Использование здоровьесберегающих технологий позволяет решить несколько задач:
• способствует повышению речевой активности;
• развивает речевые умения и навыки;
• снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
• активизирует познавательный интерес;
• улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий.
Детей с речевыми нарушениями, к сожалению, очень много. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. У дошкольников возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т. д.) Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи. В настоящее время речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах. Дети с речевой патологией в разной степени имеют нарушения процессов памяти, внимания, восприятия. Двигательные нарушения характеризуются мышечной дистонией, общей моторной неловкостью, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и мимической мускулатуры.
Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией», особо подчёркивая, что влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.
Ряд авторов в своих работах указывают на то, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. Например известная всем игра «Сорока - белобока», водим пальцем по ладошке и проговариваем стишок.
Работая в МБДОУ №116 города Оренбурга, с детьми старшего дошкольного возраста считаю, что развитие мелкой моторики и координации движений рук является важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Результат будет положительным, если работу с детьми проводить планомерно в системе. Развитию мелкой моторики у детей строится по принципу «от простого к сложному», и ведется с младшей группы и до выхода детей в школу.
Для того чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, я следую ряду требований:
• провожу пальчиковую гимнастику,
• сочетаю сжатие, растяжение,
• расслабляю кисть руки,
• использую изолированные движения для каждого из пальцев,
• при выполнении различных упражнений задействую все пальцы руки.
• упражнения должны соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
• должна быть связь с лексической тематикой, изучаемой на фронтальных занятиях.
• участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз», тем самым формируя пространственные представления,
• проводимая работа должна приносить ребенку радость.
Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, я усложняю строение мозга, совершенствую психические процессы и речевую функцию каждого ребенка с тяжелым речевым нарушением.
Детям очень нравится выполнять пальчиковые упражнения, сочетая их со стихотворным текстом.
Хочу представить Вашему вниманию некоторые наиболее интересные, на мой взгляд, приемы работы по развитию мелкой моторики:
Пальчиковые игры
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Я использую упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца, необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.
Дети сцепляют пальцы рук и тянут в разные стороны. Повторяют четверостишие несколько раз, меняя руки местами.
«Силачи»
«Я сильней наверняка!», -
Молвит правая рука!
«Почему же? Вот и нет!», -
Спорит левая в ответ.
Очень нравится детям выполнять пальчиковую гимнастику проговаривая стишок и одновременно выполнять действия на каждую строчку.
«Зимние забавы»
Раз, два, три, четыре, пять
(загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«идем» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили
(«лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись.
(кладем ладошки на стол, то одной стороной, то, другой)
Все в снегу домой пришли.
(отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли.
(движения воображаемой ложкой, руки под щеки).
Массаж кистей и пальцев рук
Восточная медицина всегда отличалась своими нетрадиционными способами лечения человека. Они первые придумали применять пальцевой массаж и надо отметить, что использование данного массажа оказывает благотворное влияние на весь организм человека.
Японскими учеными доказано, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган :
• массаж большого пальца – повышает активность мозга
• массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу
• массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника
• массаж безымянного пальца – стимулирует печень
• массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
Массаж осуществляется с помощью различных приспособлений:
• Массажных мячиков;
• Шестигранных карандашей;
• Бельевых прищепок;
• Ватных палочек;
• Массажных щёток ;
• Губок;
• Бигудей;
• Сосновых шишек;
• Грецких орехов;
Кисти руки – мощные рефлексогенные зоны, состоящие в контакте со многими внутренними органами и системами организма. Методы массажа безопасны, эффективны, просты в применении, доступны для детей. Так как стимулирование рефлексогенных зон помогает развивать всю систему организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности, поддерживает организм в здоровом состоянии, эффективно применять следующие виды массажа:
Массаж ладоней шишками
У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки,
Но ещё сильней, чем ельник, вас ужалит можжевельник.
(Катают шишку между ладонями круговыми движениями.
Крепко сжимают шишку в ладони.)
Массаж шариком «Су-Джок»
Массаж осуществляется двумя способами – специальным шариком и эластичным кольцом.
1. Массаж специальным шариком:
поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.
2. Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.
Например, дети, проговаривая выполняют действия с шариком:
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
«Черепаха»
Шла большая черепаха
(дети катают Су-Джок между ладоней)
И кусала всех от страха,
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(Су-Джок держат «щепоткой», ритмично надавливая и перекладывая из руки в руку)
Никого я не боюсь
(катают Су-Джок между ладоней).
Чтобы разнообразить упражнения, я чередую массажный шарик с кольцом.
Мальчик-пальчик, где ты был
(надеваем кольцо Су -Джок на большой палец)
С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо Су -Джок на указательный палец)
С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо Су -Джок на средний палец)
С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо Су -Джок на безымянный палец)
С этим братцем песни пел
(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
Массаж пальцев рук прищепками
Во время проведения автоматизации и дифференциации звуков, я применяю прищепки, когда дети надевают прищепку поочередно на все пальцы правой руки, затем левой.
• «Клювики» - открывание – закрывание прищепки двумя пальчиками одновременно, меняя пальчики: большой палец и поочередно указательный, средний, безымянный, мизинец.
• «С ветки ягоды снимаю и в лукошко собираю» - открывание прищепки двумя пальчиками и надевание на пальчик противоположной руки (где расположена ногтевая пластина). Обе руки попеременно.
Массаж ватными палочками «Барабан»
Многократно нажимая ватной палочкой на ладонь дети произносят следующее четверостишие:
«Барабан»
Барабанить можно громко,
Барабанить можно звонко,
Барабанить сильно можно,
Только тихо очень сложно!
Рисуя ватными палочками линий от кончика каждого пальца до запястья:
На стекле морозный иней.
Сколько чёрточек и линий!
Массаж ладоней шестигранным карандашом
Вращать шестигранный карандаш между большим, средним, указательным пальцами.
«Юла»
У щенка забот немало: вот юла затанцевала –
Раскрутил щенок в углу эту юркую юлу.
«Карандаш»
Карандаш в руке катаю.
Между пальцами кручу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Массаж с помощью бигудей
Можно использовать бигуди, покручивая между указательным и большим пальцами. Вращать бигуди на ладони. Проводить по каждому пальцу. Катать между ладонями.
«Метелица»
Крутит, вертит, стелется
По дворам метелица,
Заметает все пути,
Не проехать, не пройти.
Игры с крупой
Эти игры не только развивают мелкую моторику рук ребенка, но и фантазию, мышление, это отличный способ помассировать пальцы и улучшить глазомер.
«Дождик» - пересыпать крупу из одной тарелки в другую.
«Дорожки» - из фасоли можно делать дорожки, короткую и длинную. Выкладывание различных рисунков – геометрических фигур, букв.
Можно использовать пинцет, чтобы ребенок захватывал им фасолины. Эта игра развивает усидчивость, ну и моторику, естественно.
Очень нравится детям искать в крупе какой-либо предмет и угадывать его: «Волшебный бочонок».
Игры со счетными палочками
Выкладывание фигуры из счетных палочек по образцу, по представлению.
Кистевой эспандер
Использование детского кистевого эспандера помогает развивать и укреплять мышцы не только кистей, но и предплечий. Также кистевой эспандер отлично разминает пальцы рук. Регулярные занятия помогают улучшить кровоснабжение ладоней, пальцев и предплечий, что положительным образом сказывается на развитии речи детей.
Упражнения с применением кистевого эспандера можно выполнять в кругу с проговариванием любого стихотворного текста, чистоговоркой, потешкой:
• «Пальчики» - пальцами обеих рук одновременное передвижение эспандера по часовой стрелке, против часовой стрелки.
• «Блинчики» - зажимание эспандера между ладонями, меняя положение ладоней.
• «Силачи» - зажимание эспандера в ладони (правая, левая рука попеременно).
• «Попробуй - поломай» - перегибание эспандера в противоположные стороны одновременно, держа эспандер перед собой обеими руками.
• «Колесо» - прокатывание эспандера между ладоней или по горизонтальной поверхности. Между ладоней катаем эспандер в горизонтальной, вертикальной плоскости попеременно.
• «Карусель» - кончиками пальцев крутим эспандер по направлению от себя (быстрые, точечные прикосновения с одновременным продвижением).
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики, как средство развития речи у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речевых зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Список использованной литературы:
1. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга. - М., Педагогика, 1973г.
2. Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., Советская Россия, 1979 г.
3. Антакова - Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук. - В кн. : Тезисы докладов XXIV-го Всесоюзного совещания по проблемам высшей нервной деятельности. М., 1974г.
4. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2000 г.
5. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2 – е, дополненное. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 80с.