Папки-передвижки

Формирование представлений о правилах пожарной безопасности у воспитанников старшего дошкольного возраста

Ольга Бугрова
Формирование представлений о правилах пожарной безопасности у воспитанников старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Статья из опыта работы «Формирование представлений о правилах пожарной безопасности у воспитанников старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Актуальность опыта

Пожарная безопасность детей в современных условиях жизни – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Участившиеся в последнее время трагические случаи с участием детей и анализ причин их возникновения убеждают меня в необходимости проведения систематической работы с детьми дошкольного возраста в данном направлении. Согласно статистическим данным МЧС РБ, в 2017 году на пожарах в республике погибло 495 человек, в т. ч. 5 детей, травмированно 266 человек, в т. ч. 10 детей [11]. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы создать безопасную среду для ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными ситуациями. Можно развить умение ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней. Необходима целенаправленная работа по формированию у них правил пожарной безопасности при чрезвычайных ситуациях [4, с. 7].

Публикация «Формирование представлений о правилах пожарной безопасности у воспитанников старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Чрезвычайная любознательность и эмоциональность детей дошкольного возраста, подвижность, незнание и непонимание опасностей, и неумение прогнозировать последствия своего поведения, приводит к печальным последствиям. Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Да, стоит! На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Взрослые зачастую подходят к этой проблеме недостаточно серьезно: позволяют детям играть с огнеопасными

предметами, для многих зажигалка используется в качестве обычной игрушки. У детей часто отсутствует понимание опасности того или иного действия, нет навыков безопасного обращения с различными предметами, нет никакой защитной психологической реакции на опасность возгорания, которая характерна для взрослых. Большинство детей не знают последовательности действий при возгорании, при распространении пожара в помещении. Конечно, на 100% от беды застраховаться никто не может. Но взрослые могут и должны формировать представления у детей, как правильно себя вести. Нужно помнить, что дети, в случае пожара, чаще всего пугаются и прячутся под кроватями, в шкафах. Затем сложно найти такого ребенка в задымленном помещении [9, с. 59].

Чтобы изменить отношение ребёнка к этой проблеме, нужно изменить сознание и отношение людей к пожарной безопасности, и детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности, то есть актуальность данной проблемы очевидна.

Однако накопление и формирование представлений без соответствующего сопровождения взрослых идет не системно: поверхностно, ошибочно. Гораздо эффективнее это происходит в игровой форме на наглядном материале, когда дети обмениваются мнением со сверстниками, но под руководством компетентным взрослых: родителей, воспитателей : в таком случае ребенок не только будет получать необходимые представления об окружающем мире, но и применять их в жизни.

В связи, с этим возникает необходимость поиска эффективных средств, приёмов и методов по формированию основ пожарной безопасности у воспитанников старшего дошкольного возраста. Для разрешения противоречий была поставлена цель - формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ пожарной безопасности посредством дидактических игр.

Задачи опыта:

1. Проанализировать научную и методическую литературу по формированию основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Пополнить развивающую предметно-игровую среду дидактическим материалом, для формирования основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста, создать «Уголок пожарной безопасности».

3. Разработать серию дидактических игр по пожарной безопасности.

4. Систематизировать дидактические игры по блокам «Огонь в жизни человека», «Причины пожара», «Действия при пожаре».

5. Создать электронную картотеку дидактических игр.

6. Обобщить опыт в форме описания.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом проводилась в период с января 2016 года по май 2017 года в группе старшего дошкольного возраста на базе ГУО «Ясли-сад №2 г. Минска». Всю деятельность в процессе опыта можно условно разделить на три этапа:

1. Подготовительный: январь-май 2018

2. Практический: сентябрь 2018 – апрель 2019

3. Обобщающий: май 2019

Описание технологии опыта

Ведущей идей опыта является использование дидактических игр для формирования основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

Описание сути опыта

Анализируя научную и методическую литературу, изучив опыт педагогов-практиков по проблеме формирования основ пожарной безопасности, свою работу на подготовительном этапе, я начала с пополнения развивающей предметно-игровой среды по пожарной безопасности в группе. С учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, в группе был оборудован и оснащен «Уголок пожарной безопасности», где я сосредоточила весь основной материал, обеспечивающий непрерывный процесс формирования основ правил пожарной безопасности : макеты, игрушки, ростовые фигуры (кукла-спасатель, игрушечный телефон, условная экипировка спасателей, в том числе модели одежды юных спасателей-пожарных, изготовленные собственными руками, для использования в проведении различных мероприятий и т. д.). А также пожарная техника и пожарно-технические сооружения (заводского изготовления и выполненные руками родителей – макет пожарной каланчи, пожарные машины, каски, пожарный щит и т. д.); настольные, сюжетно-ролевые, дидактические игры (кубики, лото, разрезные картинки, пазлы); детские рисунки, плакаты, инсталляции, фотоальбомы, картины, художественную литературу, журналы и т. д.

В оснащении уголка пожарной безопасности активными помощниками были родители, которые оказывали мне помощь в изготовлении атрибутов.

Оформленный уголок пожарной безопасности в группе, способствовал систематизации представлений детей о пожарной безопасности. Ведь яркие наглядные пособия и интересные сюжеты, разыгрываемые с их помощью, поделки на тему, позволяли детям осознавать всю серьезность и опасность таящуюся рядом. Дети, играя, не подозревали, что формируют представления действовать с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Поэтому очень важно, на мой взгляд, было подобрать игры сообразно возрастным особенностям моих воспитанников, их индивидуальным особенностям. Такими играми стали дидактические игры, что позволило мне развивать умения и систематизировать представления детей о пожарной безопасности, посредством активной, интересной для них деятельности. Эта и есть самая главная отличительная особенность дидактических игр. Дидактическая игра побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои представления. Каждая дидактическая игра, используемая мною, состояла из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий.

Практика моей работы показала, что в старшем дошкольном возрасте дети не просто формируют представления в дидактических играх, но и развивают умения сравнивать предметы, группировать их на основе определенных признаков, кроме того объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат. Поэтому я широко использовала такие игры, как «Горит-не горит», «Опасно-не опасно» и др.

На практическом этапе своей педагогической деятельности, я разделила дидактические игры по пожарной безопасности на три блока :

I блок «Огонь в жизни человека», II блок «Причины пожара» и III блок «Действия при пожаре» (Приложение 1).

Поставленные задачи в каждом блоке определялись с опорой на учебную программу дошкольного образования, содержание которой я реализовала через нерегламентированную деятельность с воспитанниками в течение дня. Игры с детьми я проводила, как индивидуально, так и с группой воспитанников.

I блок «Огонь в жизни человека».

Задачи: формировать представление детей об огне, развивать умение определять его хорошие и плохие стороны, помочь понять, что огонь бывает другом, а бывает и врагом; воспитывать чувство осторожности и самосохранения при нахождении вблизи источника огня.

В этот блок, я подобрала игры, формирующие общее представление детей об огне, развивающие умения выделять основные, характерные признаки опасных предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Игры этого блока позволили мне сформировать у детей понимание того, что огонь бывает другом, но может быть и очень опасным, закрепить представления об огне, умения определять его хорошие и плохие стороны. Одновременно знакомила детей с историей возникновения огня, закрепляла представления о роли огня в жизни человека. Благодаря игровым приёмам, повышалось качество усвоения познавательного материала. Наиболее эффективным приё мом было использование воображаемых ситуаций: путешествие к древним людям, встреча с различными героями и т. п. Например, «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). В то время, никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Какие вы знаете способы? Что мы расскажем им об этих способах?». С детьми проводились беседы по типу игр-загадок, например, «Отгадай-ка», «Добрый и злой огонь», «Хорошо-плохо», «С чем можно играть», «Огонь друг или враг?» др.

Игры этого блока также активизировали развитие умений воспитанников составлять связный, интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков. Использование таких игр способствовало логической чёткости, доказательности речи, и не только активизации словаря детей, но и расширению представлений ребенка о мире вещей, явлений, их свойствах, качествах.

II блок «Причины пожара».

Задачи: формировать представления о причинах пожара, о пожароопасных предметах; развивать умение реально оценивать возможную опасность, классифицировать ситуации на хорошие и плохие, внимание, память, мышление и речь; воспитывать чувство ответственности. осторожности при использовании пожароопасных предметов.

Это были игры формирующие представления о причинах пожара, и я старалась, чтобы мои воспитанники, играя, давали правильную оценку сложившейся опасной ситуации. В этом блоке, посредством ознакомления детей с пожароопасными предметами, я формировала у них осознанное и осторожное отношение к предметам, которые наиболее часто являются причиной пожара. Дети систематизировали представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды, этому способствовали такие игры, как «Назови причины пожара», «Горит-не горит», «Фанты», «А если бы.», «Доскажи словечко», «Четвёртый лишний», «Опасные предметы-источники пожара», «Лото-пожарная безопасность», «Выбери нужное» и др. Опыты и эксперименты, которые я проводила с воспитанниками, давали возможность самостоятельно находить решение проблемы, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, я задавала детям вопрос: «Почему нельзя украшать елку свечами?» Они отвечали, что это некрасиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности в это время они не думали. Тогда я поднесла к зажженной свече снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценностью этого приёма было в том, что он давал детям возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

III блок «Действия при пожаре»

Задачи: систематизировать представления детей о действиях при возникновении экстремальных ситуаций, развивать умение вести себя правильно в возникших опасных ситуациях, правильно набирать номера телефонов экстренных служб, практические элементарные умения поведения детей при возникновении пожара; воспитывать чувство ответственности, самосохранения, благодарности людям, которые помогают в сложных жизненных ситуациях.

В третий блок были собраны игры, требующие от детей умения правильно действовать в пожароопасных ситуациях, совершать правильные умозаключения, логические выводы.

Играя, в эти игры воспитанники расширили свои представления о работе пожарных. В таких играх как «Что нужно пожарным», «Превратись в пожарного», «Диалоги по телефону», «Собери аптечку», «Если возник пожар», лото «Спасатели», «Маленький Айболит» дети отработали действия в случае возникновения пожара и умения правильно набирать номера экстренных служб спасения (101, 102, 103, 104, 112, давать четкие ответы на вопросы оператора службы.

С целью систематизации представлений детей о действиях при возникновении пожара я широко использовала метод моделирования ситуаций: «Составим планкарту групповой комнаты и отметим опасные места красными кружочками», «Дым в группе», «Дым из соседнего дома», «Запах гари», «Сработала пожарная сигнализация в группе, что ты будешь делать?». В итоге мои воспитанники овладели умениями самостоятельно составлять планкарту группы, участка учреждения дошкольного образования, дороги в детский сад, располагать предметы в пространстве и соотносить их со своим местонахождением на планкарте, «читать» карту. Данный метод позволил детям овладеть практическими способами поведения при возникновении пожара.

Нельзя не сказать о приёме повторения, без применения которого не было бы прочности систематизации представлений у детей об основах пожарной безопасности. В дидактических играх, он выступал как ведущий методический приём. От детей требовалось умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводило к появлению обобщений, способствовало самостоятельному формулированию выводов, повышало познавательную активность детей.

Во время проведения дидактических игр, я старалась сделать их занимательными, избежать сухости, широко использовала такие игровые приёмы, как сговор, жеребьевка, считалочка, разыгрывание фантов, развивала умения владеть собой, перевоплощаться. Проводя такие игры как «Превратись в пожарного», «Что ты сделаешь, если…», «Фанты» и др. для себя я отметила, что детям было не интересно, когда играли двое, а остальные ждали своей очереди. Поэтому в последующем, во время игр я максимально старалась задействовать всех воспитанников : одни загадывали загадки, другие отгадывали; одни называли предметы, другие их отсчитывали; одни придумывали рассказы, другие слушали и затем дополняли и т. д.

Кроме того, для стимулирования активности и поддержания интереса детей старшего дошкольного возраста к дидактическим играм, в нашем уголке безопасности появился игровой персонаж Пожаркин, у которого в сумке ежедневно были спрятаны задания, вопросы. Например, в своей сумке он приносил предметы : пустая пластиковая бутылочка, пакет с сухими листьями, пакет с песком, пенопласт, бутылочка с водой. Пожаркин просил помочь смоделировать опасную ситуацию, а затем ответить на вопросы: чем из этих предметов можно потушить огонь, что горит, а что нет! (Дидактическая игра «Выбери нужное»).

Иногда во время проведения дидактических игр, я наблюдала, что некоторые воспитанники отвлекались от выполнения задания, либо наоборот были излишне активны, баловались, задавали много вопросов. В таких случаях для активизации познавательного интереса и внимания детей, мною использовались практические методы – опыты и эксперименты: «Чем можно потушить огонь?», «Горит-не горит», «Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию», в процессе, которых я развивала умения выдвигать предположения, делать элементарные выводы, приучала не бояться допускать ошибки, старалась создавать ситуацию успеха для каждого.

В своей работе с детьми, я активно использовала информационно-коммуникационные технологии (мультфильмы, презентации, обучающие ролики, диафильмы и др., электронные средства обучения (телевизор, мультимедийная установка, ноутбук).

Преподнесение информации на экране компьютера, мультимедийной установки, либо телевизоре вызывает у детей огромный интерес и способствует активизации познавательной активности воспитанников. Мною была создана картотека электронных дидактических игр (Приложение 2). В ней размещены дидактические игры в соответствии с выделенными тематическими блоками («Угадай профессию», «Кто с огнем не осторожен у того пожар возможен», «Чтоб не ссориться с огнём», «Опасный огонь», «Загадай-отгадай», «Сказка о спичке», «Чем можно потушить огонь?» и др.).

Создать игру с помощью программы Microsoft Offise Роwer Point при использовании анимации было несложно. Для этого не нужно знать основы программирования, а иметь лишь время и желание. При создании дидактических игр с использованием компьютера, я руководствовалась необходимостью повысить познавательную активность детей. Играть в электронные игры детям было очень интересно, они охотнее преодолевали трудности, свободнее вступали в диалог и высказывали свои мысли.

Для просвещения законных представителей воспитанников я регулярно проводила консультационную и просветительскую работу, тематика используемых мной консультаций была разнообразной и содержала актуальную информацию («Роль дидактических игр в формировании правил пожарной безопасности», «Играя, развиваемся!», «Пожароопасные предметы в квартире», «Сделай игру сам!»). Данная работа способствовала проявлению интереса родителей к теме и желанию принять участие в создании дидактических материалов для формирования основ пожарной безопасности у детей. Это показали такие мероприятия, проводимые мной внутри группы как конкурс «Лучшая инсталляция к игре «Кошкин дом»; выставка самодельных дидактических игр: «Лабиринты», «Знатоки безопасности», «Кошкин дом», выставка-вернисаж детско-родительского творчества «Что может привести к пожару, «Осторожно огонь!» (Приложение 3). Изготавливая материал для игр самостоятельно, учавствуя в конкурсах детско-родительского творчества дети и их родители подбирали картинки, природный материал для игр, изготавливали карточки, фишки, упаковки, тем самым укреплялись внутрисемейные отношения. Такая работа позволила мне привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе. Кроме того, как показал опыт, у ребёнка, который готовил атрибуты для игры сам, отношение к ним более бережное и трепетное.

Общая согласованность действий при формировании основ пожарной безопасности, как родителей, так и педагогических работников группы, по моему мнению, очень важны. Поэтому я практиковала разнообразные формы работы с законными представителями. Это проведение круглых столов, вечеров встреч, семинаров, тематических выставок и др. на разнообразную тематику, где главной целью выступило привлечь родителей к совместной работе по формированию основ пожарной безопасности у воспитанников (Приложение 4).

На заключительном этапе своей педагогической деятельности я провела открытое итоговое занятие-игру в форме интеллектуальной викторины «Что? Где? Когда?» «Знатоки безопасности» совместно с законными представителями воспитанников. Цель – обобщение представлений у воспитанников об элементарных правилах пожарной безопасности посредством использования мультимедийных средств обучения в тесной взаимосвязи с законными представителями. (Приложение5).

Игра-викторина состояла из серии дидактических игр и упражнений, где мои воспитанники показали отличный результат в систематизации представлений о правилах пожарной безопасности, о безопасном использовании электроприборов, о работе пожарных, причинах пожара и способах поведения в чрезвычайных ситуациях. У детей активизировался словарный запас по данной теме, они стали логически рассуждать, делать выводы и самостоятельные умозаключения по основам пожарной безопасности.

Результативность и эффективность опыта.

Проанализировав результаты своей работы, я пришла к выводу, что использование дидактических игр оказалось эффективным средством для формирования основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

Были созданы необходимые условия, способствующие формированию опыта безопасного поведения : развивающая предметно-игровая среда, изготовлены и классифицированы дидактические игры по темам, создана картотека дидактических игр с использованием технических средств обучения.

Воспитанники стали более любознательными, активными, расширился их словарный запас, они с удовольствием наблюдают, исследуют, дают правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям и поступкам, с удовольствием играют в дидактические игры.

Таким образом, дидактические игры выступили прекрасным средством в формировании основ пожарной безопасности. В них дети отражали окружающую действительность, проявляли свои умения, делились ими со сверстниками.

Как результат использования дидактических игр – достижения воспитанников в систематизации представлений основ пожарной безопасности.

Заключение

Проводимая работа позволила мне:

- сформировать у детей понимание того, что огонь бывает другом, а может быть и врагом;

- умение реально оценивать возможную опасность, запомнить правила пожарной безопасности;

- воспитать чувство осторожности и самосохранения, уверенность в своих силах;

- провести профилактику страха перед огнем, чувство благодарности профессии пожарного;

- усвоить практические умения поведения детей при возникновении пожара.

В дальнейшем планирую продолжить работу в данном направлении, пополнить уголок пожарной безопасности новыми атрибутами, играми, усовершенствовать серию дидактических игр по пожарной безопасности, а также пополнить электронную картотеку игр. В конце года планирую предложить законным представителям воспитанником совместное мероприятие, поход в музей «Огня».

Опыт работы по теме «Формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ пожарной безопасности посредством дидактических игр» представлялся на методическом объединении воспитателей дошкольного образования и активно внедрен в практику работы нашего учреждения дошкольного образования.

Публикации по теме:

«День пожарной безопасности». Развлечение для детей старшего дошкольного возраста«День пожарной безопасности». Развлечение для детей старшего дошкольного возраста Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «День пожарной безопасности» Цель. Закрепить с детьми правила пожарной безопасности,.

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Беседа о правилах пожарной безопасности в средней группеБеседа о правилах пожарной безопасности в средней группе Цель: закрепить знания правил пожарной безопасности, прививать интерес к работе пожарного. Задачи: 1. Образовательные: Способствовать формированию.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Интерактивный кроссворд по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возрастаИнтерактивный кроссворд по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста Задачи: закреплять полученные знания детей по пожарной безопасности; развивать логическое мышление, речь, память; активизировать мыслительную.

Лэпбук «О правилах пожарной безопасности для всех»Лэпбук «О правилах пожарной безопасности для всех» Ровно год назад я сделала свой первый лэпбук. На сайте публикаций с лэпбуками было много, но мне казалось, что это сложно, нужно много сил.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности «Не играй с огнём» Развлечение для детей старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности. «НЕ ИГРАЙ С ОГНЁМ!» Цель: Закрепить знания детей по пожарной.

Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Лесные озорники» для детей старшего дошкольного возраста Цель:- формирование модели правильного поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о правилах пожарной безопасности у воспитанников старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 марта 2022 в 17:20
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений о правилах пожарной безопасности у воспитанников старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бугрова (УИ 2934856) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД