Ольга Кузнецова
Использование плоскостной лепки в развитии речи и мышления ребенка (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Плоскостная лепка
– это тесная связь рисования и лепки. Только в ней ребенок уже не боится нарисовать неправильно, потому что на первых этапах он создает налеп по нарисованному воспитателем эскизу, потом начинает пользоваться трафаретами. Ребенок с удовольствием обводит контур предмета и не боится, что он будет выглядеть не так. Позднее дети пользуются для создания рисунка копировальной бумагой. Создавая изображение, ребенок осмысливает качества изображаемого предмета или явления, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия.
Публикация «Использование плоскостной лепки в развитии речи и мышления ребенка (из опыта работы)» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В процессе плоскостной лепки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивой работе, любуется ей, старается добиться результата, приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, расширяются его творческие возможности. Это очень важно и для психического развития.
Занятия по плоскостной лепке тесно связаны с другими видами деятельности. Прежде, чем приступить к выполнению работы, мы с детьми подробно рассматриваем и обследуем образец: картинку, муляж, игрушку, его цвет, форму, количество частей.
У детей развивается ориентировка на плоскости, т. к. перед началом работы они обсуждают, где лучше изобразить контур предмета на картоне: вверху, внизу или посередине. Ребенок обыгрывает свою работу, рассказывает о ней. У него развивается речь, память.
Большое развитие плоскостная лепка играет в сенсорном развитии. Ребенок обследует предмет, называет форму. Используя для передачи образа разный пластилин, закрепляется знание цветов.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Если движения пальцев соответствует возрасту, то и речь соответствует возрасту. Плоскостная лепка способствует развитию пальцевой моторики: дети разминают пластилин, раскатывают, приглаживают его пальцами. Так же перед работой и вместо паузы используются упражнения на развитие пальцевой моторики.
Начиная знакомить детей с плоскостной лепкой, я не ставлю задачи овладения способами, приемами. Важно заинтересовать ребенка, вызвать у него желание научиться делать такие красивые картинки. Чтобы у ребенка проявилось творчество, создаю на занятиях эмоционально положительную обстановку. Я не требую от детей полного ответа, беседы носят живой непосредственный характер. На занятиях широко используются приемы: игровые, чтение худ. литературы, слушание музыки.
После того, как дети рассмотрят готовые работы по плоскостной лепке, и у них возникнет интерес, я подробно знакомлю их со свойствами пластилина. Сначала для лепки используем предметы, состоящие из одной части: овощи, фрукты. Чтобы заинтересовать детей, использую загадки про них. Можно заинтересовать детей игровой задачей, например: на занятии появляется плачущий зайчик, дети спрашивают его, о чем он плачет и узнают, что в гости к зайчику должны придти его друзья-зайцы, а у него в огороде осталась всего одна морковка. Угостить друзей нечем. Я предлагаю детям помочь зайчику. Дети с помощью воспитателя сначала наносят на картон контур морковки – обводят трафарет, а затем приступают к плоскостной лепке. Важно сначала давать небольшие по размеру трафареты, чтобы рука ребенка не устала, и он не потерял интерес. Когда работа завершена, каждый ребенок получает игрушку (картинку) зайчика и продолжается обыгрывание выполненного изображения.
На последующих занятиях обращаю внимание детей на то, чтобы они хорошо примазывали пластилин к поверхности картона. Приступаем к овладению технической стороной. Без ручной умелости ни взрослый, ни тем более ребенок не смогут воплотить в лепном изображении образы восприятия и воображения, как бы богаты они не были. Обучить приему сглаживания можно при помощи сравнения: «Вот посмотрите, какое гладкое яблоко. Давайте на наших яблочках протрем кожицу, и они засверкают как настоящие». И дети с удовольствием начинают пальцем разглаживать поверхность пластилина.
Когда дети понемногу овладеют техническими навыками, приступаем к налепу предметов, состоящих из нескольких частей: игрушки, цветы, грибы. Отдельные занятия посвящаю знакомству детей с лепкой цветов. Налеп цветов (ромашки, василька, незабудки) легче производить без предварительного прорисовывания. Все детали – серединка, лепестки лепятся в руках, пальцами им придается нужная форма. А вот колокольчик легче выполнить, предварительно прорисовав эскиз. Необходимо использовать игровые приемы для поддержания интереса, потому что процесс выполнения работ растягивается уже на два занятия.
Сначала дети используют для передачи цвета разный пластилин, например: шляпка у гриба из красного пластилина, ножка – из белого. Позже, когда ребенок научится четко выделять части вылепленного предмета, можно переходить к использованию в работе пластилина одного цвета. Начинается новый этап знакомства детей с росписью гуашью, красками плоскостного изображения.
Предлагаю детям покрасить вылепленный предмет, у них ничего не получается, краска расползается. Необходимо объяснить, что при изготовлении пластилина используются разные масла, жир. Чтобы покрасить пластилиновое изображение, нужно поверхность обсыпать мукой, она впитает в себя жир, и краска хорошо ляжет на пластилин. При раскрашивании ребенок проявляет еще большее творчество, он видит, что перед ним не просто гладкое изображение какого-то предмета, а выпуклое, объемное. Самое сложное, научить ребенка видеть рельеф изображаемого, одни части предмета выступают над поверхностью. Ребенку необходимо подумать с чего начинать работу. Например, фигуру медведя лучше начинать облеплять с туловища, а к туловищу уже приглаживаются лапы, которые выступают над поверхностью туловища, и от этого создается объем. Показываю детям колобка, которого они лепили сначала, и предлагаю этого же колобка вылепить сейчас. На щеки колобку наносится большее количество пластилина, прикрепляется нос в виде лепешки, и колобок получается объемный, более веселый и озорной.
Учу детей правильно пользоваться стекой. Ею можно удалить лишний пластилин, примазать край работы к поверхности, если неудобно пальцем, нанести штрихи для украшения (чешуя у рыбы, иголки у елки, прожилки на листьях растений).
Особенно важны занятия плоскостной лепкой для детей логопедических групп. В силу своих особенностей развития, у этих детей слабо развита мускулатура пальцев, движения неточные, слабые. Детям тяжело дается задание обвести трафарет – он у них постоянно сдвигается, из-за этого эскиз рисунка получается нечетким. К концу года работы детей становятся более аккуратными, движения пальцев более уверенные.
Таким образом, занятия плоскостной лепкой имеют большое значение для всестороннего развития ребенка, формирования его творческих способностей, способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев, учат трудиться в коллективе, оказывать друг другу посильную помощь, приносят радость от выполненной работы, от возможности подарить ее кому-нибудь.