Папки-передвижки

Статья из опыта работы «Воспитание черт будущего семьянина в ДОУ посредством организованной образовательной деятельности»

Инга Мельникова
Статья из опыта работы «Воспитание черт будущего семьянина в ДОУ посредством организованной образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование основных качеств личности начинается планомерно с первых лет жизни ребёнка. Немаловажное значение имеет при этом воспитание у детей правильных личностных взаимоотношений, в частности тех, которые составят основу будущих семейных отношений.

Именно дошкольный возраст является сенситивным периодом в формировании у детей представлений о своих правах и обязанностях как сына, мужа и отца, члена семьи и соответственно дочери, жены, матери.

Публикация «Статья из опыта работы „Воспитание черт будущего семьянина в ДОУ посредством организованной образовательной деятельности“» размещена в разделах

Семья, являясь для ребёнка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, вводит его во всё многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывает те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек и черт характера. Всем этим «багажом» ребё нок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве становится фундаментом во взрослых отношениях.

Для того чтобы дошкольник во взрослой жизни был счастлив, ему необходимо в детстве заложить модель поло-ролевого воспитания. На данное время многие дети воспитываются в семьях, где имеется лишь один ребёнок; неполной семье; а есть дети, которых воспитывают бабушки и дедушки. Кроме того, в детских садах сказывается отсутствие педагогов мужского пола, необходимых для примера подражания мальчикам и девочкам.

В современном обществе возникает необходимость воспитания черт будущего семьянина у детей дошкольного возраста на качественно новом уровне, что способствовало бы выработке у подрастающего поколения правильного понимания образа семьи, собственной позиции по данному вопросу.

В дошкольном учреждении основной формой воспитания черт будущего семьянина у детей дошкольного возраста является организованная образовательная деятельность, в ходе которой у дошкольников повышается мыслительная активность, дети учатся самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения и выводы.

Поэтому целесообразно проводить основную работу по воспитанию будущего семьянина в ходе образовательной деятельности через различные образовательные области : коммуникацию, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество. В ходе этой деятельности воспитатель может сочетать разные методы и приёмы, учитывая при этом особенности возраста, индивидуальные проявления, уровень воспитанности и образованности каждого ребёнка и всей группы в целом.

При организации образовательной деятельности педагог руководствуется следующими принципами: систематичности и последовательности, доступности передачи знаний, наглядности, активности, индивидуального подхода, эмоциональности.

Опираясь на литературные источники и опыт детей, воспитатель расширяет представления детей о форме взаимоотношений между близкими людьми в семье, учит внимательно относиться к ним, замечать их состояние.

Для детей дошкольного возраста важно донести саму суть понятия «семья», и поддержкой в этом служат произведения устного народного творчества, в которых опорными понятиями являются «семья», «мать», «отец», «дети», «брат» и другие слова, отражающие родственные отношения. При знакомстве с народными сказками педагог подчёркивает круг самых близких для ребёнка людей, раскрывает понятия «род», «семья».

Пословицы и поговорки о семье передают нам вековую мудрость народа. Изучая, разбирая и запоминая пословицы и поговорки, дошкольники не только развивают память, но и вместе с тем усваивают их мораль: «В гостях хорошо, а дома лучше», «Дружная семья не знает печали», «Мать - всякому делу голова», «При солнышке тепло, при бабушке - добро», «Вперёд батьки не суйся в пекло».

Привлечение современных художественных произведений (например, А. Барто, Е. Пермяка, В. Осеевой) помогает воспитателю активизировать личный опыт детей с целью осознания ими своего места в системе семейных отношений, укрепить их в стремлении «быть полезным», «быть любезным» родным людям.

Чтение и обсуждение любимых сказок, анализ пословиц соответствующего содержания пробуждают у дошкольников чувство сострадания («Золушка», «Хаврошечка», «Курочка Ряба»); стремление быть внимательным к окружающим людям («Морозко», «Царевна-лягушка», помочь тому, кто в этом нуждается («Гуси-лебеди», «Репка», «Снегурочка и лиса»). Педагог подводит детей к самостоятельным выводам о том, что значит «плохие» дети, «хорошие» дети, связав эти выводы с особенностями поступков, чувств, отношений к другим людям.

В народной педагогике, как, впрочем, и во всей культуре народа,

особое место занимает понятие «отчий дом» (родной кров, родительский дом). О нём есть сказки («Теремок», «Лиса и заяц», «Кошкин дом», много пословиц, которые воспитатель использует в своей работе («В гостях хорошо, а дома лучше», «Мой дом - моя крепость», «Семья сильна, когда над ней крыша одна»).

В ходе образовательной деятельности педагог проводит серию бесед (о домашнем хозяйстве, распределении обязанностей по дому, праздниках, досуге, воспитательная цель которых заключается в том, чтобы подвести детей к пониманию связи между членами семьи.

Также воспитатель рассказывает дошкольникам о значении труда родителей, подчёркивая их заботу о детях. Очень важно с раннего детства формировать у них уважительное отношение к взрослым, чувство доверия и послушания.

В ходе образовательной деятельности педагог использует наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата.

Рассматривание картин «Подарки маме к 8 Марта», «Семья», «Дорогие гости», «В гости к бабушке» расширяет и углубляет представления дошкольников о взаимоотношениях в семье, родственных связях, труде близких людей. Рассматривая картину, дети вспоминают об аналогичных событиях из личного опыта и рассказывают об этом (как отмечали день рождения мамы, вместе отдыхали на море, ездили на дачу к бабушке, рисовали рисунок для дедушки, выбирали подарок для папы).

Очень важно привлекать детей к различным формам работы, которые помогают им проникнуть в свои генеалогические корни. С целью поддержания интереса к родословной своей семьи воспитатель предлагает детям задания типа «Самый старший (младший) член нашей семьи», «Защитники Родины в нашей семье», «Наши семейные имена (профессии, увлечения)», прибегает к моделированию. Выстраивая модель своей семьи, ребёнок запоминает имена и отчества членов своей семьи, их социальные роли, определяет при этом, кем он приходится своим родным (сын, внук, брат).

Используемые в ходе образовательной деятельности дидактические игры («Как я дома помогаю», «Кто я в семье», «Отгадай профессию», «Дом добрых дел», «Чем похожи наши мамы (папы)», «Что кому», «Собираемся в гости», «Что общего, чем отличаются», «Я расту», «Одень мальчика, одень девочку») помогают в усвоении новых знаний и в закреплении пройденного материала, активизируют познавательные процессы и повышают уровень умственного развития отстающих детей. Дидактические игры позволяют дошкольникам применять знания, умения, навыки и способы деятельности, которыми они овладели ранее посредством личного опыта (как сервировать стол, какие обязанности выполняют дома мама и папа, как встречать гостей, в чём вести гулять мальчика или девочку зимой или летом).

Очень важно проводить работу по воспитанию будущего семьянина также и в продуктивной деятельности : на конструировании дошкольники строят домик для дружной семьи, на лепке – лепят баранки для бабушки, на рисовании – рисуют букет для мамы. И в конструировании, и в лепке, и в рисовании дети выражают свои впечатления от воспроизведения окружающей действительности (например, «Наш дом», «Наша дружная семья», «Праздник», «Подарок папе», «Цветы для мамы», «Подарок бабушке»). Ценность этих видов деятельности несомненна : воспитание любви к семье и близким людям осуществляется при постановке темы и через организацию образовательной деятельности.

Эмоциональная атмосфера образовательной деятельности играет большую роль в воспитании будущего семьянина. Многое зависит от того, как педагог прочитает сказку, стихи, рассказ, какими словами, с какой интонацией; какими глазами посмотрит. Искренность чувств взрослого непременно передаётся и его воспитанникам.

Изо дня в день в ходе образовательной деятельности с детьми воспитатель углубляет и расширяет интерес к истории, традициям, родословной семьи, воспитывает положительное отношение ко всему, что касается семьи и воспитания дошкольников – будущих родителей.

Несомненно, организованная образовательная деятельность является одним из важнейших условий воспитания черт будущего семьянина у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Праздник русского валенка Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический.

Программа «Азбука семейных отношений»Программа «Азбука семейных отношений» Пояснительная записка. Целостность натуры человека, его гармоническое развитие характеризуется единством многообразных личностных качеств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья из опыта работы «Воспитание черт будущего семьянина в ДОУ посредством организованной образовательной деятельности»
Опубликовано: 5 апреля 2015 в 21:31
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья из опыта работы «Воспитание черт будущего семьянина в ДОУ посредством организованной образовательной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Инга Мельникова (УИ 192276) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД