Инга Мельникова
Статья из опыта работы «Воспитание черт будущего семьянина в ДОУ посредством организованной образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основных качеств личности начинается планомерно с первых лет жизни ребёнка. Немаловажное значение имеет при этом воспитание у детей правильных личностных взаимоотношений, в частности тех, которые составят основу будущих семейных отношений.
Именно дошкольный возраст является сенситивным периодом в формировании у детей представлений о своих правах и обязанностях как сына, мужа и отца, члена семьи и соответственно дочери, жены, матери.
Публикация «Статья из опыта работы „Воспитание черт будущего семьянина в ДОУ посредством организованной образовательной деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Семья, являясь для ребёнка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, вводит его во всё многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывает те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек и черт характера. Всем этим «багажом» ребё нок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве становится фундаментом во взрослых отношениях.
Для того чтобы дошкольник во взрослой жизни был счастлив, ему необходимо в детстве заложить модель поло-ролевого воспитания. На данное время многие дети воспитываются в семьях, где имеется лишь один ребёнок; неполной семье; а есть дети, которых воспитывают бабушки и дедушки. Кроме того, в детских садах сказывается отсутствие педагогов мужского пола, необходимых для примера подражания мальчикам и девочкам.
В современном обществе возникает необходимость воспитания черт будущего семьянина у детей дошкольного возраста на качественно новом уровне, что способствовало бы выработке у подрастающего поколения правильного понимания образа семьи, собственной позиции по данному вопросу.
В дошкольном учреждении основной формой воспитания черт будущего семьянина у детей дошкольного возраста является организованная образовательная деятельность, в ходе которой у дошкольников повышается мыслительная активность, дети учатся самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения и выводы.
Поэтому целесообразно проводить основную работу по воспитанию будущего семьянина в ходе образовательной деятельности через различные образовательные области : коммуникацию, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество. В ходе этой деятельности воспитатель может сочетать разные методы и приёмы, учитывая при этом особенности возраста, индивидуальные проявления, уровень воспитанности и образованности каждого ребёнка и всей группы в целом.
При организации образовательной деятельности педагог руководствуется следующими принципами: систематичности и последовательности, доступности передачи знаний, наглядности, активности, индивидуального подхода, эмоциональности.
Опираясь на литературные источники и опыт детей, воспитатель расширяет представления детей о форме взаимоотношений между близкими людьми в семье, учит внимательно относиться к ним, замечать их состояние.
Для детей дошкольного возраста важно донести саму суть понятия «семья», и поддержкой в этом служат произведения устного народного творчества, в которых опорными понятиями являются «семья», «мать», «отец», «дети», «брат» и другие слова, отражающие родственные отношения. При знакомстве с народными сказками педагог подчёркивает круг самых близких для ребёнка людей, раскрывает понятия «род», «семья».
Пословицы и поговорки о семье передают нам вековую мудрость народа. Изучая, разбирая и запоминая пословицы и поговорки, дошкольники не только развивают память, но и вместе с тем усваивают их мораль: «В гостях хорошо, а дома лучше», «Дружная семья не знает печали», «Мать - всякому делу голова», «При солнышке тепло, при бабушке - добро», «Вперёд батьки не суйся в пекло».
Привлечение современных художественных произведений (например, А. Барто, Е. Пермяка, В. Осеевой) помогает воспитателю активизировать личный опыт детей с целью осознания ими своего места в системе семейных отношений, укрепить их в стремлении «быть полезным», «быть любезным» родным людям.
Чтение и обсуждение любимых сказок, анализ пословиц соответствующего содержания пробуждают у дошкольников чувство сострадания («Золушка», «Хаврошечка», «Курочка Ряба»); стремление быть внимательным к окружающим людям («Морозко», «Царевна-лягушка», помочь тому, кто в этом нуждается («Гуси-лебеди», «Репка», «Снегурочка и лиса»). Педагог подводит детей к самостоятельным выводам о том, что значит «плохие» дети, «хорошие» дети, связав эти выводы с особенностями поступков, чувств, отношений к другим людям.
В народной педагогике, как, впрочем, и во всей культуре народа,
особое место занимает понятие «отчий дом» (родной кров, родительский дом). О нём есть сказки («Теремок», «Лиса и заяц», «Кошкин дом», много пословиц, которые воспитатель использует в своей работе («В гостях хорошо, а дома лучше», «Мой дом - моя крепость», «Семья сильна, когда над ней крыша одна»).
В ходе образовательной деятельности педагог проводит серию бесед (о домашнем хозяйстве, распределении обязанностей по дому, праздниках, досуге, воспитательная цель которых заключается в том, чтобы подвести детей к пониманию связи между членами семьи.
Также воспитатель рассказывает дошкольникам о значении труда родителей, подчёркивая их заботу о детях. Очень важно с раннего детства формировать у них уважительное отношение к взрослым, чувство доверия и послушания.
В ходе образовательной деятельности педагог использует наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата.
Рассматривание картин «Подарки маме к 8 Марта», «Семья», «Дорогие гости», «В гости к бабушке» расширяет и углубляет представления дошкольников о взаимоотношениях в семье, родственных связях, труде близких людей. Рассматривая картину, дети вспоминают об аналогичных событиях из личного опыта и рассказывают об этом (как отмечали день рождения мамы, вместе отдыхали на море, ездили на дачу к бабушке, рисовали рисунок для дедушки, выбирали подарок для папы).
Очень важно привлекать детей к различным формам работы, которые помогают им проникнуть в свои генеалогические корни. С целью поддержания интереса к родословной своей семьи воспитатель предлагает детям задания типа «Самый старший (младший) член нашей семьи», «Защитники Родины в нашей семье», «Наши семейные имена (профессии, увлечения)», прибегает к моделированию. Выстраивая модель своей семьи, ребёнок запоминает имена и отчества членов своей семьи, их социальные роли, определяет при этом, кем он приходится своим родным (сын, внук, брат).
Используемые в ходе образовательной деятельности дидактические игры («Как я дома помогаю», «Кто я в семье», «Отгадай профессию», «Дом добрых дел», «Чем похожи наши мамы (папы)», «Что кому», «Собираемся в гости», «Что общего, чем отличаются», «Я расту», «Одень мальчика, одень девочку») помогают в усвоении новых знаний и в закреплении пройденного материала, активизируют познавательные процессы и повышают уровень умственного развития отстающих детей. Дидактические игры позволяют дошкольникам применять знания, умения, навыки и способы деятельности, которыми они овладели ранее посредством личного опыта (как сервировать стол, какие обязанности выполняют дома мама и папа, как встречать гостей, в чём вести гулять мальчика или девочку зимой или летом).
Очень важно проводить работу по воспитанию будущего семьянина также и в продуктивной деятельности : на конструировании дошкольники строят домик для дружной семьи, на лепке – лепят баранки для бабушки, на рисовании – рисуют букет для мамы. И в конструировании, и в лепке, и в рисовании дети выражают свои впечатления от воспроизведения окружающей действительности (например, «Наш дом», «Наша дружная семья», «Праздник», «Подарок папе», «Цветы для мамы», «Подарок бабушке»). Ценность этих видов деятельности несомненна : воспитание любви к семье и близким людям осуществляется при постановке темы и через организацию образовательной деятельности.
Эмоциональная атмосфера образовательной деятельности играет большую роль в воспитании будущего семьянина. Многое зависит от того, как педагог прочитает сказку, стихи, рассказ, какими словами, с какой интонацией; какими глазами посмотрит. Искренность чувств взрослого непременно передаётся и его воспитанникам.
Изо дня в день в ходе образовательной деятельности с детьми воспитатель углубляет и расширяет интерес к истории, традициям, родословной семьи, воспитывает положительное отношение ко всему, что касается семьи и воспитания дошкольников – будущих родителей.
Несомненно, организованная образовательная деятельность является одним из важнейших условий воспитания черт будущего семьянина у детей дошкольного возраста.