МААМ-картинки

Из опыта работы. Статья «Методика знакомства с малой Родиной»

Галина Железцова
Из опыта работы. Статья «Методика знакомства с малой Родиной»
▼ Скачать + Заказать документы

Методика знакомства с малой Родиной

Значение и необходимость знаний о родном городе.

Многие педагоги настоящего и прошлого отмечали большую необходимость знаний о Родине, об окружающем, о родном селе. В частности В. А. Сухомлинский говорил: «За время обучения мы открывали перед детьми одну за другой 300 страниц книги родной природы. Так образно мы называли 300 походов в природу, 300 встреч с лесом и полем, лугом и рекой, прудом и нашим родным селом.»

Публикация «Из опыта работы, Статья „Методика знакомства с малой Родиной“» размещена в разделах

Первая страница книги родной природы – «Родной край». Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научит его любить те места, где он родился, и где живет, родной поселок дороги ребенку, потому что здесь живет он сам, его близкие, здесь находиться его детский сад, школа. Когда взрослый человек вспоминает свое детство, он представляет себе именно ту речку, поля и те озера, которые окружали его и память, о которых он сохранил на всю жизнь.

Ты вспоминаешь не ту страну большую,

Которую изъездил и узнал…

Ты вспоминаешь Родину

Такую, какой ее ты в детстве увидал.

(К. Симонов)

В. А. Сухомлинский говорил: «Красота родного края…- это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. … Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняться образы, в которых воплощается Родина».

Методика ознакомления с родным краем.

Чувство любви к Родине зарождается у детей в первые годы жизни: в семье, в детском саду, во всей окружающей действительности. Внимание детей привлекает труд людей на благо Родины, происходящие в стране события и явления общественной жизни: праздники, полеты в космос, искусство разных народов, спортивные соревнования др. Глубокий эмоциональный отклик вызывает общение с родной природой. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным селом нужно рассматривать как составную часть формирования у него начал патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет.

С помощью взрослого он постепенно усваивает следующее:

- У каждого человека есть родной дом и город или село, где он родился и живет. Каждый человек должен любить родное село и гордиться;- старший дошкольник должен знать название своего села, района, области и своей улицы, в честь кого они названы, знать почтовый адрес, путь от дома до детского сада, ориентироваться в ближайших улицах.

- Знать о столице нашей Родины Москве : в центре Москвы - Кремль, Красная площадь. Москва – самый большой город, в котором живут и гостят не только русские, но и люди различных национальностей, приехавшие из других стран.

- Знать отдельные достопримечательности и исторические места родного села, города, архитектурные памятники.

Родное город …- это всегда самый близкий сердцу край. Каждое город славится своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми Родины. При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а так же учитывать психологические особенности дошкольников.

Воспитывать любовь к родному городу – значит связывать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами. Для знакомства с городом широко используются экскурсии. Их воспитательная значимость во многом зависит от того, как они организованы.

К предстоящей экскурсии следует и ребенка подготовить, и подготовиться самим взрослым: заранее продумать, что и как рассказать о том или ином объекте, что-то самим прочитать, уточнить в справочниках (ведь приблизительные или неверные сведения не следует давать, ибо они создают у ребенка неправильные представления).

Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом имеется немало разнообразных средств и методов.

Знания о родном городе, улице, имеют огромное значение. Во-первых, для общего развития детей, для умственного развития, так как дети приобретают знания, узнают много нового и интересного. Во- вторых, для физического развития. Для того, чтобы увидеть улицы, памятники и другие достопримечательности, надо приложить и физические усилия; экскурсии, прогулки поднимают у детей настроение, способствуют укреплению мышц, закаляют организм. В- третьих, для эстетического развития. Знакомясь с различными памятниками, зданиями, скульптурами у детей возникает чувство восторга, радости за свой город, воспитывается любовь к искусству, чувство гордости за своих земляков.

Для того что бы воспитать у детей любовь и гордость за свой город, родную улицу можно прочесть стихи различных поэтов или просто зачитать отрывок какого то стихотворения

Система знаний о родном городе.

Знакомя детей с историей и культурой России, нельзя забывать о знакомстве детей

г. Надым, его историей возникновения, культурой, достопримечательными местами, архитектурой. Знакомить детей с малой Родиной, с окружающим, знакомить с явлениями общественной жизни. Чтобы систематизировать знания детей о родном городе, взяла тему по самообразованию: «Приобщение дошкольников к истории, культуре и традициям малой Родины».

Дети должны овладеть знаниями по данному разделу, поэтому наметила цели и задачи.

- Воспитывать любовь к родным местам. Знакомить с историей возникновения города. Знакомить с тем, как изменяется и благоустраивается город.

- Дети должны знать название города, деревни, где они живут, улицы, на которой расположен дом, уметь рассказывать о ней, на какой улице находится детский сад.

Задача родителей и воспитателей углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать эту Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Это улица где малыш бывает постоянно, двор, где играет с друзьями, детский сад, который для него является вторым домом…. Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненной необходимой среды, без которой он не мыслит свое «Я». Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято чтят люди, значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронить в детское сердце искорку любви к Родине. Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств. Пусть маленький человек с нашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.

Пятилетний малыш способен запомнит название своей улицы, и той, на которой находиться его детский сад. Внимание ребенка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах,- школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, универмаг, парикмахерская, рассказать об их названии, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется,- это близлежащие улицы, район в целом и его достопримечательности. Ребенку полезно объяснить, в честь кого названы улицы. Его знакомят с памятными местами родного села. И в этом родителям принадлежит особая роль, ведь они имеют большие возможности, чем детский сад, что бы поехать с ребенком на экскурсию, в лес или пойти на прогулку в парк. Какой объем сведений о родном крае способен усвоить старший дошкольник? Какие понятия доступны его пониманию?

Труд «вахтовиков» - цель: воспитать уважение к труду нефтяников, газовиков, уважительное отношение к жителям города, к родителям. Можно рассмотреть картину «Добыча нефти», прочитать рассказ «», нарисовать рисунок по данной теме.

«Труд колхозников» - цель: воспитать уважение к труду колхозников, животноводов, бережное отношение к продуктам питания. Можно рассмотреть картину «Доярка», прочитать рассказ «У кого на языке молоко», нарисовать коровушку из сказки или видели в деревне.

«День защитника Отечества» - цель: воспитать любовь и уважение к российской армии, воинам, служившим в армии, желание служить в армии, быть военным. К этому празднику проводим развлечение с родителями. Учим стихи о моряках, летчиках, пехотинцах, ракетчиках, читаем рассказы, учим песни.

«Труд хлеборобов» - цель: воспитать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к результатам их труда.

«Наши космонавты» - цель: воспитать гордость за достижения наших российских космонавтов, восхищение ими, желание стать такими же.

Какие же знания даем о родном крае:

«История возникновения родного города Надым»

«История названия улиц города»

«Они прославили свою страну, свой край»

«Место отдыха жителей»

«Здание нашего города» - архитектура города

Все эти занятия помогают воспитать чувства любви к своему краю, гордости за историческое прошлое, уважение и признательность к его основателям, защитникам своей Родины, героям страны, героям своего народа, прославившим свой город.

При этом при всем не следует ждать от детей взрослых проявлений любви к Родине, селу. Но если в результате нашей работы дети будут располагать знаниями о географии, природе, именами тех, кто прославил Родину, проявит интерес к этим полученным знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах доступного дошкольному возрасту.

Основные элементы, на которых строится работа – это :

- Окружающая обстановка, которая содержит национальные предметы, воспитывающие чувство прекрасного, любознательность и интерес.

- Использование образцов устного народного творчества, взятых из литературных, этнографических, исторических источников и адаптированных для детей. Из них ребята усваивают нравственные ценности, заложенные в русской культуре: доброта и правда, храбрость и верность, красота и трудолюбие.

- Изучение народных традиций и праздников, отражающих характер времён года, сезонные работы, повадки птиц и животных. Благодаря этому ребята учатся быть наблюдательными, познают многогранность и целостность жизни человека и природы.

- Знакомство народной декоративной росписью на основе рассказа воспитателя, рассматривания иллюстраций и предметов, украшенных традиционным рисунком.

Дети осваивают русские народные игры, запоминают потешки, считалки, загадки, познают истоки русских праздников, народного костюма, знакомятся с героями русских сказок. Они начинают использовать фрагменты русской культуры в повседневной жизни и с уважением относиться к предметам народного творчества.

Публикации по теме:

«Использование игровых моделей для знакомства детей раннего возраста с цветом (из опыта работы)» Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов:.

«Воспитываем патриотов» статья из опыта работы "Воспитываем патриотов" Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может.

Методика подготовки фольклорного праздника в детском образовательном учреждении (из опыта работы) В настоящее время возрождается интерес к культурному прошлому нашей страны, к русским народным традициям, праздникам. Очень важно поддерживать.

Методика знакомства с именем признака Задачи. Повторить признаки «температуры», «цвет». Материал. 1 этап – насыщение словаря признаками по температуре. Ребята у нас на столе.

Проект «Воспитание любви к малой Родине с помощью знакомства с творчеством И. Д. Василенко»Проект «Воспитание любви к малой Родине с помощью знакомства с творчеством И. Д. Василенко» «…я неисправимый провинциал, влюблен в свой Таганрог, в его неповторимый говор, в его море, в его всполохи над мартенами. Читая меня,.

«Методика проведения исследований в детском саду» (из опыта работы)«Методика проведения исследований в детском саду» (из опыта работы) Недавно в МДОУ «ДСОВ «Лесная сказка» прошел районный семинар «Профессиональная готовность педагогов в соответствии с ФГОС ДО». Я предоставила.

Статья из опыта работы «Забавляем детей!» Забавляем детей! (из опыта работы) Ватутина А. В., воспитатель МБДОУ д/с №17 г. Арзамас Играть весело всегда и везде (в группе, на прогулке,.

Статья «Введение ФГОС в образовательный процесс детского сада» (из опыта работы) Введение ФГОС ДО в образовательный процесс детского сада ФГОС являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с Малой Родиной Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с Малой Родиной Необходимость организации.

Встреча с малой РодинойВстреча с малой Родиной Вот и подошел к концу мой отпуск! Я рада тому, что мне удалось побывать в родных местах, на Южном Урале. В городе Троицке, где сейчас живут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы. Статья «Методика знакомства с малой Родиной»
Опубликовано: 27 сентября 2015 в 12:55
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы. Статья «Методика знакомства с малой Родиной»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Железцова (УИ 351016) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД