Елена Каплина
Исследовательский проект «Мир детей на песке» с использованием песочной терапии с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта
«Процесс игры в песок высвобождает
заблокированную энергию и активизирует
возможности самоисцеления,
заложенные в человеческой психике»
Карл Густав Юнг
Дети с ОВЗ отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д. Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Песочная терапия- это способ общения с миром и с самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно- символическом уровне, что повышает у него уверенность в себе и открывает новые пути раскрытия. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект. Создание мыслительных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия- всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного эффекта игры с песком для ребёнка. В игре с песком ребёнок учится концентрации внимания, умению релаксации, становится более любознательным. У детей активизируются как мыслительные, так и эмоциональные резервы.
Публикация «Исследовательский проект „Мир детей на песке“ с использованием песочной терапии с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Песочная терапия
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Обоснование необходимости проекта
В ФГОС ДО (пункт 1.4.7.) прописано, что один из основных принципов дошкольного образования это формирование познавательных действий и познавательных интересов детей в разных видах деятельности. Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности, которая позволяет решить множество коррекционных и образовательных задач в обучающем процессе.
Актуальность заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние песочной терапии на речевое развитие ребнка, способствует развитию внимания, восприятия, памяти и мышления. Песок идеально подходит для формирования перцептивных ощущений, сенсорного воспитания, мелкой моторики. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, являются эффективным способом подачи материала. Кроме того, песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Современные условия дают толчок к поиску инновационных, развивающих методов и технологий в работе с такими детьми, поэтому важно знать, что организация проективных игр на песке открывает противоречия - между традиционными метoдaми и приёмaми образовательного процесса и необходимостью внедрения нoвой прогрессивной системы oбучения, реально необходимой для работы с детьми с ОВЗ;
-между необходимостью развития познавательной активности и недостаточной работой по данной проблеме в детском саду.
-между педагогической неграмотностью родителей в вопросах познавательного развития и необходимостью формирования у детей права на свободное развитие и проявление своих способностей. Следовательно, необходимо найти такие формы и методы рaботы, способствующие стабилизировать эмоциональное состояние детей; научить их прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помочь воспитанникам чувствовать себя защищёнными, в комфортной для них среде. Важность пескотерапии для дошкольного образовательного учреждения можно увидеть в результатах диагностических сведений, а именно в том, что в последнее время в ДОУ, увеличилось количество детей с ОВЗ, аутизмом, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Песочная терапия в этом случае окажет огромную помощь не только воспитанникам, но и воспитателям, т. к. эта методика объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, на повышение концентрации внимания и усидчивости.
Цель: не менять и переделывать ребёнка, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой, раскрыть индивидуальность ребёнка и обеспечить его социальную успешность. Развивать его творческие способности и коммуникативные навыки, корректируя его эмоционально – волевую сферу.
Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ребенку с ОВЗ:
• развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
• развитие способностей к социализации;
• снимать мышечную напряжённость;
• помочь ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
• развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
• стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию;
• соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
• преодолевать комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
• совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
• способствовать расширению словарного запаса;
• развивать фонематический слух и восприятие;
• развитие связной речи, лексико-грамматических представлений;
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Моим результатом стало изучение функционирования эмоционально-волевого состояния у детей с ОВЗ и ЗПР, разработка и активное использование эффективной коррекционно-развивающую программу по работе с детьми, внедрение в профессиональную практику элементов песочной терапии.
Опыт работы с детьми показал положительные результаты использования песочной терапии :
удалось наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
достичь положительного эмоционального благополучия, т. к. затрагивает чувства, эмоции ребенка;
помочь выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка;
оказать положительное влияние на развитие речи, мышление, познавательные процессы, творческие способности ребенка;
вызвать положительные эмоции (радость, удивление, снизить негативные проявления (страх, агрессия, тревожность, уменьшить проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);
ребенок стал учиться понимать себя, других людей, окружающий мир;
- помогает стимулировать фантазию ребёнка, позволяя ему понять свое внутренние я.
Следует отметить, что достижение оптимальных результатов невозможно без тесного, доверительного и партнерского взаимоотношения с родителями. Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому родители могут использовать песочницу в развивающих и обучающих играх. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребенка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира. Кинетический живой песок (песок, который движется) представляет смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Это инновационный материал для творчества и игр, учебного и образовательного процесса. Он обладает удивительными свойствами — отлично держит любую форму, гораздо пластичнее обычного песка. Играть им можно прямо в группе и дети от него в восторге. Очень увлекательное и необычное занятие — насыпушки из цветного песка или по-другому песочная фреска. Детям очень нравится делать такие сувениры. Эти поделки просты в изготовлении и незатратны. И конечно же песочный планшет, где ребята проводят свободное время. Опыт подтверждает правоту слов К. Юнга: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир. всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию».
Перспективы дальнейшего развития проекта
Образовательные эффекты песочной игры тесно связаны с образовательной областью «Познавательное развитие», которая реализуется через следующие направления:
- Сенсорное развитие;
- Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной
(конструктивной) деятельности;
- Формирование элементарных математических представлений;
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Возможности использования песочной терапии с дошкольниками неограниченны. Это дает детям реализовать свои фантазии, фрустрировать свои чувства, это предоставляет им возможность становится личностью исходя из своих индивидуальных особенностей. Поэтому нужно
- в дальнейшем организовать такое пространство, в котором взаимодействовали в игре все дети (здоровые и с различными отклонениями в развитии);
- включить в педагогический процесс разнообразные формы и методы работы с песком, пополнение сенсорного пространства в группе;
- разработать игры, в процессе которых развиваются психические функции: анализ, синтез, классификация, умозаключения, умственные действия;
- создать методическую копилку: «Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов».
В заключении хотелось бы отметить, что я планирую не останавливаться на достигнутых результатах. В дальнейшем буду продолжать вести плодотворную работу по использованию кинетического песка в сенсорном развитии дошкольников, так как ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического и всестороннего воспитания дошкольника.