Татьяна Ломакина
Из опыта работы. Использование песочной терапии на занятиях по развитию речи детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная терапия
Введение
Песочная терапия применяется в работе многими специалистами, работающими с детьми с сохранным и вариативным развитием как изолированно, так и интегративно. Соприкосновение с песком активизирует сенсорные возможности детей, оказывает влияние на развитие мелкой моторики. Неоценима роль песочной терапии в эмоциональном развитии ребенка : детям нравится играть с песком, перебирать его руками, лепить из песка. Вовлекаясь в процесс совместной игры с песком, дети начинают общаться. Таким образом, в ненавязчивой форме, развивается речь. Замкнутые, плохо говорящие дети лучше всего раскрываются к общению через свободную игру и манипулятивную деятельность. Песочная терапия сочетает в себе и то, и другое.
Публикация «Из опыта работы, Использование песочной терапии на занятиях по развитию речи детей 3–5 лет» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Песочная терапия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
В объединении дополнительного образования «Ручеёк», руководителем которого я являюсь, проводятся занятия по развитию речи детей средствами разных видов арт терапии. Часть занятий в программе отведено занятиям, связанным с песочной терапией. Мы интегрируем между собой разные виды арт терапии. В наших занятиях песочная терапия интегрируется с игротерапией, изотерапией, имаготерапией и классической методикой развития речи детей дошкольного возраста. Каждый месяц мы проводим 1-2 таких занятия. В данной статье будут представлены некоторые их них.
Цель: развитие речи и моторики детей 3-5 лет средствами песочной терапии.
План занятий
1. Знакомство с песком
2. Желтая страница
3. Путешествие в пустыню
4. Оазис
5. Замок из песка
6. Цветной песок
7. Путешествие к морю
8. В гостях у солнышка
9. На поиски клада
10. Играем с песком
11. Космический песок
Занятие 1.
«Знакомство с песком»
Цель: развитие сенсорного восприятия, снятие эмоционального напряжения,
Оборудование :кинетический песок и ёмкости
Данное и последующие занятия начинаются с повторения правил работы с песком :
Здравствуй песочек, сыпучий и прохладный,
Ты - наш дружочек, играть с тобой приятно!
(Ритуал приветствия с песком).
Повторяем правила игры с песком:
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить,
И друзей своих любить!
Ну, а после игр милых
Вымыть руки нужно с мылом!
Далее педагог предлагает детям поиграть с песком и ответить на вопросы «Какой песок?» (тёплый, сыпучий, мягкий, «Как можно играть с песком) (пересыпать, перекапывать, «Что можно слепить или построить из песка) (Горку, замок, пирог, ров, ямку). Деи играют с песком по замыслу, а педагог активизирует их речь с помощью вопросов.
Занятие 2.
«Желтая страница»
Основной целью данного занятия является знакомство с желтым цветом, умение выделять данный цвет из ряда цветов и называть предметы желтого цвета. На занятии используется желтый кинетический песок для самостоятельной лепки и игры.
Педагог сопровождает игры детей стихотворением :
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.
Занятие 3.
«Путешествие в пустыню»
Целью данного занятия является знакомство детей с обитателями пустыни в игровой форме. Используются фигурки верблюдов, игрушечные и настоящие кактусы.
Необходимо добиваться произношения детьми названий всех обитателей пустыни: верблюд, кактус.
Занятие 4.
«Оазис»
Цель: развитие речи детей в игровой деятельности.
Детям предлагается создать в песочнице оазис из фигурок растений. Детей знакомят с новым словом «оазис» и объясняют значение данного слова – место в пустыни, где есть вода, а значит – и растения
Занятие 5.
«Замок из песка»
Цель: развитие мышление и речи детей, моторных функций руки, восприятия целостного объекта.
Оборудование: листы с нарисованным контуром замка, жидкий клей, кисточки для клея, сухой песок.
В занятии используются загадки
Из кирпичиков дворец.
Во дворце том кто жилец?
Для принцесс и их служанок
Строят дом с названием…
(Замок)
3Вот старинный дом огромный:
Стены, башни, ров прорыт.
Переставишь ударенье —
И на двери он висит.
Детям предлагается выполнить аппликацию из песка «Замок»
Занятие 6.
«Цветной песок»
Данное занятие представляет собой синтез песочной терапии с игротерапией и изотерапией. На занятии дети играют с разноцветным кинетическим песком, придумывают свои сюжеты. Задача педагога – разговорить детей, побудить их делиться своими идеями с помощью речи. Затрудняющимся детям педагог предлагает контурные картинки для заполнения песком и составления рассказа.
Занятие 7.
«Путешествие к морю»
На данном занятии дети играют с цветным кинетическим песком желтого и синего цвета, отдаляя море и сушу. Закрепляются сенсорные эталоны, развивается игровая деятельность
Занятие 8.
«В гостях у солнышка»
Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Ещё малых ребят.
На данном заняти детям предлагается поиграть с солнечными зайчиками и спрятать их в песок, игру с персонажами, которые прячутся от солнышка в песок, рисование на песке солнышка с лучиками с помощью пальчиков или палочки
Занятие 9.
«На поиски клада»
На этом игровом занятии дети знакомятся с пиратами и их сокровищами.
Упражняются в поиске сокровищ сами
Ищут в кинетическом песке ракушки, декоративные камушки, старинные свитки.
Занятие 10.
«Играем с песком»
Данное занятие посвящено обучению рассказыванию по картине Е. Батуриной «Играем с песком»
Цель: формирование предпосылок становления связной монологической речи.
Первая часть занятия посвящена рассказыванию по картине в соответствии с методикой развития речи в детском саду. Вторая часть посвящена свободной игре с кинетическим песком и формочками. В середине занятия проводится физминутка, хорошо знакомая детям.
Занятие 11.
«Космический песок»
Педагог предлагает игровую ситуацию «Мы отправились на незнакомую планету и нашли на ней песок». Задача педагога – поощрять творческие проявления детских идей.
Заключение.
На протяжении всего времени применения песочной терапии на занятиях по развитию речи отмечалась положительная динамика речевого, коммуникативного и эмоционального развития детей. Дети стали более раскованны, многие научились правильно обращаться с вопросами к взрослым и сверстникам, лучше и отчётливее произносить слова и строить предложения. Таким образом было доказано положительное влияние на речевое развитие детей применение песочной терапии на занятиях по развитию речи.
Приложение 1.
Оборудование, необходимое для занятий :
1. Сухой речной песок
2. Влажный кинетический песок
3. Цветной песок (можно использовать манную крупу с пищеым красителем)
4. Ёмкости для песка
5. Формочки и трафареты
6. Мелкие пластиковые игрушки
7. Иллюстрации по темам занятий
8. Картина Е. Батуриной «Играем с песком»