Анна Ерёмина
Опыт работы «Использование инновационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование инновационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ЗПР»
Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих коррекционную группу МБДОУ №13, особые образовательные потребности. Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!
Публикация «Опыт работы „Использование инновационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Актуальность
В настоящее время в детском саду наблюдается увеличение количества детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и с речевой патологией. Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
В коррекционной группе нашего детского сада воспитываются дети с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Посещение логопедических занятий для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому использование в моей логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам.
Значимость
В своей работе я систематически и целенаправленно использую сочетание различных технологий, учитываю индивидуальные возможности каждого ребенка, что позволило сделать коррекционно-развивающий процесс более результативным и эффективным.
Приятно, когда дети с радостью и желанием идут к тебе на занятия, в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства логопедического кабинета, который в нашем ДОУ оснащен необходимым оборудованием по федеральной программе «Доступная среда» : сенсорная комната, компьютеры для индивидуальной работы, сухой бассейн, световые модули для игр с песком, стеклянные мольберты, интерактивная доска и многое другое. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка педагога! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.
Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения детей.
Инновационные технологии, применяемые в моей логопедической практике :
1. Здоровьесберегающие технологии : Кроме традиционных методов и приемов (дыхательная и артикуляционная гимнастика, развитие мелкой и общей моторики) использую прием, направленный на профилактику нарушения зрения - пальминг;
2. Телесно-ориентированные технологии (кинезиотерапия, биоэнергопластика);
3. Арт - терапевтические технологии (мнемотехника, литотерапия, песочная терапия);
4. Информационные-коммуникативные технологии.
Вышеперечисленные виды технологий в логопедии не рассматриваются как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.
Здоровьесберегающие технологии
Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия и снятия напряжения с глаз у детей использую упражнение по профилактике нарушений зрения — пальминг. Это искусственное затемнение глаз с помощью ладоней. Мало кто знает, что, соединяя центр ладоней с центром глазных яблок, мы можем воздействовать на свое зрение, исцеляя глаза. В настоящее время коррекционно-образовательный процесс в ДОУ оснащен различными техническими средствами : телевизор, компьютер, интерактивная доска. Поэтому использование данной технологии считаю наиболее целесообразным.
Телесно-ориентированные технологии
Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических процессов. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.
В своей работе я использую приемы биоэнергопластики. Это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. А также кинезиологические упражнения – этот комплекс движений, позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.
Арт - терапевтические технологи
В процессе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья передо мной стоят задачи по оптимизации усвоения слов, языковых закономерностей, ускорения введении в речь поставленного звука более интересным способом, что приводит к повышению качества коррекционной работы. Таким инструментом повышения качества коррекционного процесса служит мнемотехника. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). В результате, весь текст зарисовывается в схемах. Смотря на них, ребенок с легкостью воспроизводит стихотворение, загадку или скороговорку.
На занятиях я применяю элементы литотерапии– лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. У детей коррекционной группы, наблюдаются изменения эмоционально – волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук. Справится с этими нарушениями помогают такие приемы как:
- перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание дорожек
или узоров из камней по образцу и самостоятельно;
- в сочетании с песочной терапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков», спрятанных в песке);
- массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками)
- пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии
- логопедические игры с использованием камней.
Для более качественной коррекции речи и развития эмоционально-волевой сферы я использую песочную терапию. Она способствует:
- совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
- обогащению словарного запаса и развитию связной речи;
- побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
- развитию фантазии и образного мышления.
Информационные-коммуникативные технологии
Одной из центральных проблем в логопедической работе с детьми является мотивация. Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Чтобы заинтересовать ребенка, привлечь его внимание в своей работе я использую интерактивные игры Мерсибо.
Они повышают мотивацию к логопедическим занятиям, обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной.
Анализ результатов итогового обследования показал, значимость и необходимость использования нетрадиционных методов коррекционной работы, для преодоления речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей. У дошкольников наблюдается положительная динамика развития речевых и творческих способностей, улучшается психоэмоциональное состояние детей, повышается уровень учебной мотивации.
Использование инновационных технологий на логопедических занятиях позволило достичь следующих результатов: из 5 детей, выпущенных из коррекционной группы в 2018г, 3 учатся в общеобразовательных школах.
В заключении хотелось отметить, что инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.