Дмитриева Ирина
Использование игровой системы сенсорного обучения как средство инновационного подхода к развитию познавательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: "Использование игровой системы сенсорного обучения как средство инновационного подхода к развитию познавательной активности детей раннего возраста".
Дмитриева Ирина Владимировна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 9 Выборгского района г. Санкт – Петербург
Публикация «Использование игровой системы сенсорного обучения как средство инновационного подхода к развитию познавательной активности» размещена в разделах
Актуальность данного вопроса на современном этапе обусловлена необходимостью творческого развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Низкая педагогической осведомленность родителей и их запросом к воспитанию и развитию ребенка (они требуют от ребенка в этом возрасте то, чуму он еще не научился, поэтому моя задача и в целом педагогов – помочь им.
Все истоки развития ребенка находятся здесь - в раннем возрасте, это полноценная ступень образования в развитии человека.
В своей работе я использую ИССО (игровая система сенсорного обучения). Это система игр и игровых упражнений, которая использована мною для решения учебных задач. Данная система разработана с учетом закономерностей формирования восприятия, пространственной ориентировки, особенностей освоения сенсорными эталонами. Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления. В игру включается взрослый с ему доступными эмоциональными контрастами, изменением мимики, интонации, что помогает ребенку на данном этапе узнать новое.
"Игровая система сенсорного обучения" (ИССО) направлена на формирование восприятия с учетом возрастных особенностей с помощью игр и позволяет не только ускоренно формировать, но и определять примерный уровень развития восприятия. Данная система может помочь в обнаружении каких-то пробелов в восприятии ребенка, эти недоработки воспринимающей системы ребенка могут быть обнаружены и устранены с помощью игр. Игровая система позволяет в доступной и интересной форме развивать ведущий познавательный процесс дошкольного возраста.
Эта система, на мой взгляд, очень эффективна, т. к. игра хотя и традиционный способ обучения, но в современном мире, когда все наполнено гаджетами, телевизорами и компьютерами, современные родители, а в последствие и дети не умеют играть.
Для достижения положительного результата, использую дидактические игры и упражнения на формирование перцептивных действий и постепенно, переносящие их из внешних действий во внутренние, с уровня манипулирования предметами на уровень сравнения с сенсорными эталонами-образцами. Вначале я предлагаю игры и упражнения с реальными предметами, в которых дети воспринимают свойства предметов, затем ввожу игры с моделями предметов, где воспринимаемые свойства специально выделены для облегчения восприятия. Завершающим этапом являются задания на зрительное различение и узнавание свойств предметов и явлений, с помощью которых определяется уровень сформированности внутренних механизмов восприятия предлагаемых свойств, пространственных представлений.
Ранний возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению.
Видный отечественный ученый Н. М. Щелованов называл ранний возраст золотой порой сенсорного воспитания. Отсутствие целенаправленного восприятия искажает представления детей о предмете. Они бывают неопределенными, иногда ошибочными.
В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе.
Ранний возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе учебной деятельности.
К третьему году жизни у ребенка сформировываются такие процессы, как ощущение, произвольное внимание, активная речь предметное восприятие. Благодаря этим достижениям ребенок начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе освоения формируется восприятие как основная форма познавательной активности в этом возрасте.
Если в процессе развития ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение на дальнейших этапах развития учебной деятельности.
Поскольку восприятие лежит в основе познавательной активности, творчества и многих видов профессиональной деятельности – чрезвычайно важно уделять развитию восприятия особое внимание, в особенности в раннем возрасте.
Одна из главных задач дошкольного воспитания - формирование у воспитанников познавательной активности, которая осуществляется не только с помощью познавательных процессов, но и с учетом личности: его потребностей и мотивов, эмоций, воли, особенностей характера, которые и формируются в процессе освоения деятельности, в данном случае познавательной.
Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием. Обследование – основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания. Обследование предмета начало выступать как необходимое звено, предшествующее собственно исполнительской деятельности. У детей формировалось умение членить конкретную задачу конструирования, какого – либо предмета или его изображение в рисунке на более частые задачи и устанавливать их последовательность.
Здесь мне на помощь приходит "Чудесный мешочек" – мы с малышами ощупываем предметы, тем самым развиваем тактильное восприятие, накладываем предметы друг на друга, вкладываем, группируем по одному признаку. Знакомимся с основными эталонами цвета, формы, величины и пространства. От ребенка я не требую называть предмет, но из речи взрослого и выполнять задания по поиску нужных свойств предмета по образцу-эталону он должен научится.
Очень любят дети игру "Рыбалка" – ловить рыбок в соответствии цвету удочки.
Много игр сделано собственноручно "Прищепки - ежики", "Божья коровка", "Тактильные дорожки". Все игры сопровождаются сказочным сюжетом. Колобок или другие персонажи приходят в гости, и дети помогают им научится, это очень положительно влияет на игру – обучение.
Основная цель данной работы воспитателя дошкольного учреждения - создание условий для рационального использования игровой системы сенсорного обучения и развития познавательной активности ребенка.
Развитие процесса восприятия в раннем возрасте имеет свои особенности, оно носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойства в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
Так как игры по формированию различных видов чувственного восприятия зачастую связаны с рассматриванием картин и иллюстраций, следует начинать свою работу с того, чтобы научить детей воспринимать иллюстрации как целостный сюжет, в котором заложен смысл. При обучении восприятию надо помнить, что иллюстрации - это вторичная информация об окружающем мире, в которой специально выделяются какие-то стороны реальных объектов. Иллюстрации подчеркивают скрытые свойства, поворачивают объект так, чтобы эти свойства были явными. При восприятии иллюстрации дети осваивают новые понятия об окружающем мире, у них формируются представления о нравственных и эстетических эталонах прекрасного, безобразного, трагического и комического, а так же о способах их художественного изображения, о правилах и приемах их анализа. Работа с иллюстрациями в рамках ИССО включает в себя следующие этапы:
• активные игры, которые усиливают восприятие отдельных сторон;
• творческая деятельность;
• самостоятельный анализ похожих иллюстраций, выявление смысла иллюстрации, который раскрывается через характеристику героев, внешние средства выразительности (мимику, жесты, позы, одежду, предметы, обстановку, усиление цветом, формой, положением в пространстве и времени, размерами и пропорциями.
Работу в группе рекомендуется проводить в тесном сотрудничестве с семьей, в целях выработки тактики соблюдения единых требований дома и детском саду.
С помощью ИССО можно научить ребенка восприятию основных свойств явлений и предметов и, сформировать представления об этих свойствах и их разновидностях, разнообразных способах их проявления и обнаружения.
Задача воспитателей, заключается в том, чтобы сформировать у ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Как же это мы делаем? Главным условием является обучение ребенка действиям с этими предметами, и не любые действия, а такие, которые помогают ребенку обнаружить основные свойства предмета, его назначения, особенности. Необходимо с любовью, со всей душой подходить к ребенку, тогда мы увидим результат.
Система имеет два уровня сложности:
1. Включает в себя игры на восприятие свойств предметов.
2. Включает в себя игры на восприятие природы искусства (иллюстраций, литературных произведений, музыки, сложных движений и социальных взаимоотношений людей. Воспитание взаимоотношений людей - основа для нравственного воспитания, которое включает еще в себя знание способов и форм поведения в разных ситуациях, передачи своих переживаний и понимание причин поведения и поступков других людей, их состояний и внутренних переживаний.
Первый этап обучения - систематизация опыта с помощью эталонов поведения, принятых в обществе, в которых они закрепляются, и внешних признаках их проявления.
Вторым этапом обучения является организация практических действий детей в играх и переживание их в реальных жизненных ситуациях.
Третьим этапом является умение ребенка анализировать сложные жизненные ситуации и моделировать свое поведение в них, представляя себя в такой же ситуации. Правильное понимание поступков людей, их переживаний, умение рассказывать о них, а так же, а также рассказать или передать другими способами свое состояние и переживания, в соответствии с принятыми нормами, поможет ребенку быстро адаптироваться в любых жизненных ситуациях
Восприятие социальных явлений занимает центральное место в восприятии сложных явлений, т. к. все они в разной степени раскрывают внутренний мир людей. Поэтому восприятие живописи, музыки, литературы, танцев, природы, помогает сформировать целостный образ внутреннего мира людей и их взаимоотношений.
В играх с детьми необходимо переходить от наиболее простых к более сложным видам восприятия, соблюдая возрастные указатели. Такой порядок обеспечивает преемственность приобретаемых знаний, умений и навыков.
В заключении следует отметить, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.
Данная система обучения может помочь в обнаружении, каких - то пробелов в восприятии ребенка: неумение воспринимать отдельные свойства или их разновидности, неумение пользоваться каким-либо перцептивным приемом, неполноту системы эталонов. Эти недоработки в воспринимающей системе ребенка могут быть обнаружены и установлены с помощью игр и игровых упражнений. Игровая система позволяет в доступной и интересной форме развивать ведущий познавательный процесс.
Использование ИССО выявляет неоценимую роль в развитии познавательной активности детей раннего возраста, что способствует повышению общего интеллектуального уровня развития личности ребенка. Это приводит к раскрепощению детей и более быстрой адаптации детей к садику. В сочетании с другими передовыми методами педагогического мастерства ИССО, дает толчок для раскрепощения скрытых способностей детей. Изменяется так же и речь детей, которая становится более эмоциональной, выразительной, образной.
Познавательная активность развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Все эти виды, с применением элементов методики ИССО, активно пронизаны игрой, в которой ребенок моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания.
Список используемой литературы
1. Башаева Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольнтков и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность. Упражнения на каждый день. / Т. В. Башаева; худож. Е. А. Афоничева. - Ярославль: Академия развития, 2010. – 192 с. : ил. – (Развивающее обучение. Практические задания)
2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М. : Просвещение, 1988. – 144с.
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение,1978. – 96с.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Л. Т. Фрониной. – М. : Министерство просвещение РСФСР, 1987, - 191с.
5. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / Под ред. Т. Н. Дороновой., Т. И. Ерофеева. М. : Обруч, 2010. – 304с.
6. Журнал. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. №1/2010.