Получи документы

Использование игровой системы сенсорного обучения как средство инновационного подхода к развитию познавательной активности

Дмитриева Ирина
Использование игровой системы сенсорного обучения как средство инновационного подхода к развитию познавательной активности
▼ Скачать + Заказать документы

Статья: "Использование игровой системы сенсорного обучения как средство инновационного подхода к развитию познавательной активности детей раннего возраста".

Дмитриева Ирина Владимировна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 9 Выборгского района г. Санкт – Петербург

Публикация «Использование игровой системы сенсорного обучения как средство инновационного подхода к развитию познавательной активности» размещена в разделах

Актуальность данного вопроса на современном этапе обусловлена необходимостью творческого развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Низкая педагогической осведомленность родителей и их запросом к воспитанию и развитию ребенка (они требуют от ребенка в этом возрасте то, чуму он еще не научился, поэтому моя задача и в целом педагогов – помочь им.

Все истоки развития ребенка находятся здесь - в раннем возрасте, это полноценная ступень образования в развитии человека.

В своей работе я использую ИССО (игровая система сенсорного обучения). Это система игр и игровых упражнений, которая использована мною для решения учебных задач. Данная система разработана с учетом закономерностей формирования восприятия, пространственной ориентировки, особенностей освоения сенсорными эталонами. Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления. В игру включается взрослый с ему доступными эмоциональными контрастами, изменением мимики, интонации, что помогает ребенку на данном этапе узнать новое.

"Игровая система сенсорного обучения" (ИССО) направлена на формирование восприятия с учетом возрастных особенностей с помощью игр и позволяет не только ускоренно формировать, но и определять примерный уровень развития восприятия. Данная система может помочь в обнаружении каких-то пробелов в восприятии ребенка, эти недоработки воспринимающей системы ребенка могут быть обнаружены и устранены с помощью игр. Игровая система позволяет в доступной и интересной форме развивать ведущий познавательный процесс дошкольного возраста.

Эта система, на мой взгляд, очень эффективна, т. к. игра хотя и традиционный способ обучения, но в современном мире, когда все наполнено гаджетами, телевизорами и компьютерами, современные родители, а в последствие и дети не умеют играть.

Для достижения положительного результата, использую дидактические игры и упражнения на формирование перцептивных действий и постепенно, переносящие их из внешних действий во внутренние, с уровня манипулирования предметами на уровень сравнения с сенсорными эталонами-образцами. Вначале я предлагаю игры и упражнения с реальными предметами, в которых дети воспринимают свойства предметов, затем ввожу игры с моделями предметов, где воспринимаемые свойства специально выделены для облегчения восприятия. Завершающим этапом являются задания на зрительное различение и узнавание свойств предметов и явлений, с помощью которых определяется уровень сформированности внутренних механизмов восприятия предлагаемых свойств, пространственных представлений.

Ранний возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению.

Видный отечественный ученый Н. М. Щелованов называл ранний возраст золотой порой сенсорного воспитания. Отсутствие целенаправленного восприятия искажает представления детей о предмете. Они бывают неопределенными, иногда ошибочными.

В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе.

Ранний возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе учебной деятельности.

К третьему году жизни у ребенка сформировываются такие процессы, как ощущение, произвольное внимание, активная речь предметное восприятие. Благодаря этим достижениям ребенок начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе освоения формируется восприятие как основная форма познавательной активности в этом возрасте.

Если в процессе развития ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение на дальнейших этапах развития учебной деятельности.

Поскольку восприятие лежит в основе познавательной активности, творчества и многих видов профессиональной деятельности – чрезвычайно важно уделять развитию восприятия особое внимание, в особенности в раннем возрасте.

Одна из главных задач дошкольного воспитания - формирование у воспитанников познавательной активности, которая осуществляется не только с помощью познавательных процессов, но и с учетом личности: его потребностей и мотивов, эмоций, воли, особенностей характера, которые и формируются в процессе освоения деятельности, в данном случае познавательной.

Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием. Обследование – основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания. Обследование предмета начало выступать как необходимое звено, предшествующее собственно исполнительской деятельности. У детей формировалось умение членить конкретную задачу конструирования, какого – либо предмета или его изображение в рисунке на более частые задачи и устанавливать их последовательность.

Здесь мне на помощь приходит "Чудесный мешочек" – мы с малышами ощупываем предметы, тем самым развиваем тактильное восприятие, накладываем предметы друг на друга, вкладываем, группируем по одному признаку. Знакомимся с основными эталонами цвета, формы, величины и пространства. От ребенка я не требую называть предмет, но из речи взрослого и выполнять задания по поиску нужных свойств предмета по образцу-эталону он должен научится.

Очень любят дети игру "Рыбалка" – ловить рыбок в соответствии цвету удочки.

Много игр сделано собственноручно "Прищепки - ежики", "Божья коровка", "Тактильные дорожки". Все игры сопровождаются сказочным сюжетом. Колобок или другие персонажи приходят в гости, и дети помогают им научится, это очень положительно влияет на игру – обучение.

Основная цель данной работы воспитателя дошкольного учреждения - создание условий для рационального использования игровой системы сенсорного обучения и развития познавательной активности ребенка.

Развитие процесса восприятия в раннем возрасте имеет свои особенности, оно носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойства в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Так как игры по формированию различных видов чувственного восприятия зачастую связаны с рассматриванием картин и иллюстраций, следует начинать свою работу с того, чтобы научить детей воспринимать иллюстрации как целостный сюжет, в котором заложен смысл. При обучении восприятию надо помнить, что иллюстрации - это вторичная информация об окружающем мире, в которой специально выделяются какие-то стороны реальных объектов. Иллюстрации подчеркивают скрытые свойства, поворачивают объект так, чтобы эти свойства были явными. При восприятии иллюстрации дети осваивают новые понятия об окружающем мире, у них формируются представления о нравственных и эстетических эталонах прекрасного, безобразного, трагического и комического, а так же о способах их художественного изображения, о правилах и приемах их анализа. Работа с иллюстрациями в рамках ИССО включает в себя следующие этапы:

активные игры, которые усиливают восприятие отдельных сторон;

• творческая деятельность;

• самостоятельный анализ похожих иллюстраций, выявление смысла иллюстрации, который раскрывается через характеристику героев, внешние средства выразительности (мимику, жесты, позы, одежду, предметы, обстановку, усиление цветом, формой, положением в пространстве и времени, размерами и пропорциями.

Работу в группе рекомендуется проводить в тесном сотрудничестве с семьей, в целях выработки тактики соблюдения единых требований дома и детском саду.

С помощью ИССО можно научить ребенка восприятию основных свойств явлений и предметов и, сформировать представления об этих свойствах и их разновидностях, разнообразных способах их проявления и обнаружения.

Задача воспитателей, заключается в том, чтобы сформировать у ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Как же это мы делаем? Главным условием является обучение ребенка действиям с этими предметами, и не любые действия, а такие, которые помогают ребенку обнаружить основные свойства предмета, его назначения, особенности. Необходимо с любовью, со всей душой подходить к ребенку, тогда мы увидим результат.

Система имеет два уровня сложности:

1. Включает в себя игры на восприятие свойств предметов.

2. Включает в себя игры на восприятие природы искусства (иллюстраций, литературных произведений, музыки, сложных движений и социальных взаимоотношений людей. Воспитание взаимоотношений людей - основа для нравственного воспитания, которое включает еще в себя знание способов и форм поведения в разных ситуациях, передачи своих переживаний и понимание причин поведения и поступков других людей, их состояний и внутренних переживаний.

Первый этап обучения - систематизация опыта с помощью эталонов поведения, принятых в обществе, в которых они закрепляются, и внешних признаках их проявления.

Вторым этапом обучения является организация практических действий детей в играх и переживание их в реальных жизненных ситуациях.

Третьим этапом является умение ребенка анализировать сложные жизненные ситуации и моделировать свое поведение в них, представляя себя в такой же ситуации. Правильное понимание поступков людей, их переживаний, умение рассказывать о них, а так же, а также рассказать или передать другими способами свое состояние и переживания, в соответствии с принятыми нормами, поможет ребенку быстро адаптироваться в любых жизненных ситуациях

Восприятие социальных явлений занимает центральное место в восприятии сложных явлений, т. к. все они в разной степени раскрывают внутренний мир людей. Поэтому восприятие живописи, музыки, литературы, танцев, природы, помогает сформировать целостный образ внутреннего мира людей и их взаимоотношений.

В играх с детьми необходимо переходить от наиболее простых к более сложным видам восприятия, соблюдая возрастные указатели. Такой порядок обеспечивает преемственность приобретаемых знаний, умений и навыков.

В заключении следует отметить, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.

Данная система обучения может помочь в обнаружении, каких - то пробелов в восприятии ребенка: неумение воспринимать отдельные свойства или их разновидности, неумение пользоваться каким-либо перцептивным приемом, неполноту системы эталонов. Эти недоработки в воспринимающей системе ребенка могут быть обнаружены и установлены с помощью игр и игровых упражнений. Игровая система позволяет в доступной и интересной форме развивать ведущий познавательный процесс.

Использование ИССО выявляет неоценимую роль в развитии познавательной активности детей раннего возраста, что способствует повышению общего интеллектуального уровня развития личности ребенка. Это приводит к раскрепощению детей и более быстрой адаптации детей к садику. В сочетании с другими передовыми методами педагогического мастерства ИССО, дает толчок для раскрепощения скрытых способностей детей. Изменяется так же и речь детей, которая становится более эмоциональной, выразительной, образной.

Познавательная активность развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Все эти виды, с применением элементов методики ИССО, активно пронизаны игрой, в которой ребенок моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания.

Список используемой литературы

1. Башаева Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольнтков и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность. Упражнения на каждый день. / Т. В. Башаева; худож. Е. А. Афоничева. - Ярославль: Академия развития, 2010. – 192 с. : ил. – (Развивающее обучение. Практические задания)

2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М. : Просвещение, 1988. – 144с.

3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение,1978. – 96с.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Л. Т. Фрониной. – М. : Министерство просвещение РСФСР, 1987, - 191с.

5. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / Под ред. Т. Н. Дороновой., Т. И. Ерофеева. М. : Обруч, 2010. – 304с.

6. Журнал. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. №1/2010.

Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностямиИспользование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.

Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода Слайд 1 На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровой системы сенсорного обучения как средство инновационного подхода к развитию познавательной активности
Опубликовано: 16 ноября 2020 в 09:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровой системы сенсорного обучения как средство инновационного подхода к развитию познавательной активности» (включая файлы) размещена пользователем Дмитриева Ирина (УИ 1742606) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД