Ольга Афанасьева
Инновационные нейропсихологические методики в работе воспитателя ДОО в рамках реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные нейропсихологические методики в работе воспитателя ДОО в рамках реализации ФГОС
Высшие психологические функции это сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. В. п. ф. — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и развитое А. Р. Лурия и другими психологами.
К ВПФ относится- зрительная, тактильная, слуховая, мышление, сознание, эмоции, память, внимание, воля, поведение, речь и т. д.
Высшие психические функции:
1. Поражение органического характера
2. Поражение функционального характера
Публикация «Инновационные нейропсихологические методики в работе воспитателя ДОО в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах
К 1 разделу поражения ВПФ относится: наследственность, генетическая обусловленность, алкоголь, наркомания, токсикомания. А также влияет внутриутробное развитие, наличие токсикоза, травм при беременности, нервные стрессы, прибывание во вредных экологических зонах, простуда и прочее.
Ко 2-ому разделу поражения ВПФ относится: неблагоприятные условия жизни, не правильное воспитание, гиперопека или же наоборот отсутствие внимания.
Возможно еще патологическое течение родов:
-асфексия
-наложение акушерских щипцов
-ушиб черепа и мозга
-неправильное положение роженицы при родах
Функциональные блоки мозга
1-ый блок мозга формируется до 3-ёх лет
2-ой блок мозга формируется от 3-7 лет
3-ий блок формируется от 7-15 лет
1-ый блок мозга,Энергетический, -формируется от внутриутробного развития до 2-3 лет. Отвечает за регуляцию тонуса и бодрствование, за уровень самоорганизации и саморегуляции. Всё что происходит с мамой в период беременности откладывается на 1-ом блоке мозга.
Нарушения 1-ого блока мозга: движение языка во время письма, вычурные позы, снижение полей зрения, снижение рабоспособности, дизартрия, дизграфия, эмоц. неуравновешенность, быстрая утомляемость и отвлекаемость, снижение внимания, речевые персервации (повторение одного и того же слога или слова), заторможенность.
2-ой блок мозга,Я могу, - формируется от 3-7 лет. Это блок приобретения и навыков. Он включает в себя центральные части основных анализаторных систем: зрительные, кожноэстетические. Зрительная область-затылочная часть. Она отвечает за переработку зрительной информации, организацию сложных процессов зрительного восприятия, хочу отметить что наиболее бурный рост происходит в 1-ый год жизни. Слуховая область-височная часть. Она связана с работой слухового аппарата : восприятие слуховых абоятельных ощущений, анализ и синтез речевых звуков, механизмы памяти, отвечает за ориентацию время и пространства, создаёт базу для развития интеллекта, также отвечает за внимание, память, мышление, речь. Общечувствительная- теменная часть. Отвечает за осизание, мышечно-суставные чувства, артикуляцию, тонкие предметные движения, отвечает за пространственную ориентацию, за праксис (автоматизированное в процессе повторений и упражнений целенаправленных движений, которые вырабатываются в ходе обучения и практики в жизни).
Нарушения 2-ого блока мозга: несформированность пространственных представлений, чтение через абзац, несоблюдение строчек, пропуски слов, нарушений тонкой моторики и письма у детей, пространственное нарушение, зрительное написание букв, недоразвитие слухаречевой памяти и т. д.
3-ий блок мозга,Я должен, Это блок программирования. Отвечает за регуляцию и контроль. Формируется от 7-15 лет. Полное созревание к 22 годам. Какую функцию он выполняет? –организация произвольных движений, регуляция сложных форм поведения, регуляция памяти, контроль своей сознательной деятельности.
Нарушения 3-ого блока мозга: не умеет действовать по образцу, не может соблюдать общие нормы поведения, не может резко переключится с одного на другое, неспособность слушать и ждать, отсутствует сознательность и ответственность, пропуск букв ы письме, недописывание слов, недоделывает упражнения, не может решить смысловую задачу, неспособность самостоятельно и планомерно работать по заданию.
Игры для коррекции нарушений функций головного мозга.
1-ый блок мозга:
-спортивные игры, подвижные, дыхательные упражнения, самомассаж, растяжки, глазодвигательные упражнения, ползанья на (животе,спине,локтях, коленях, четвереньках, прыгать на скакалке, игры в мяч, классики, макраме, нанизывание бусинок, плаванье, теннис, катание на велосипеде.
Все эти игры и задания-улучшают учебные показатели и поведение.
2-ой блок мозга:
-угадай звук (шуршание, скрип двери, вода, ветер и тд., где звенит (спереди или сзади? Сверху или снизу, рисование на теле, определить по запаху, лото, скороговорки, проговаривание и заучивание стихотворений.
3-ий блок мозга:
Все те игры, где обязательно есть правила игры, например : крестики-нолики, шашки, шахматы, морской бой, найди 7 отличий, народные и фольклорные игры.
Литература:
1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М. : Изд-во АПН РСФСР 1960.
2. Глозман Ж. М. Количественная оценка данных нейро-психологического о Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М. : Академический проект, 2000.
3. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М. : Академия 2004
4. Лурия А. Р. Схема нейропсихологического исследования. – М. : МГУ, 1973•
бследования. – М. : Теревинф, 1999•