Людмила Чадина
Взаимодействие ДОО и родителей в период адаптации детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада;
Публикация «Взаимодействие ДОО и родителей в период адаптации детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС » размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
Принципы (основа) партнерства ДОО и родителей
Взаимодействие — философская категория, отражающая процессы взаимодействия друг с другом
Взаимопонимание — согласие в поступках, а также взаимное терпение (поведение) в случае разногласий
Взаимодоверие — основано на уверенности в надежности, достоверности
Взаимоуважение — необходимое условие позитивного общения
Хочу поделиться своим опытом, а именно посещение семьи воспитанника на дому. В частности, впервые примененным в нашем детском саду. В августе, до поступления детей в ДОУ, я посещала семьи будущих воспитанников. Есть мнение, что познакомившись с воспитателем в стенах родного дома (на своей территории) у ребенка просыпается фактор доверия к педагогу в будущем. Соответственно, лучше протекает адаптация ребенка к условиям детского сада. Я не сразу осознала какое значение может иметь столь глубокое знакомство с состоянием семьи, атмосферой в которой воспитывается ребенок. Но постепенно становилось ясно, что эта работа нужная и она повышает мой авторитет в глазах родителей.
Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Конечно, важен внешний вид воспитателя. Выделю основные составляющие облика воспитателя:
- визуальная привлекательность, опрятный внешний вид, чистые волосы, аккуратные ногти, сдержанный макияж
- поступки и суждения
- манеры, этикет;
- обаяние.
Посещение на дому полезно и родителям, и воспитателю: родители смогут увидеть, как воспитатель общается с ребенком, у них есть возможность в привычной для себя домашней обстановке задать волнующие их вопросы о развитии и воспитании своего ребёнка. А воспитатель имеет возможность познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.
Кроме того, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание и других членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка.
На первой встрече с родителями я рассказывала о жизни детей в детском саду, давала советы как подготовить ребенка к приходу в детский сад. Рассказывала ребёнку о том, чем он будет заниматься в детском саду, с кем играть.
Были родители, которые тяжелее, чем дети переживали из-за предстоящего расставания. Их пугало все новое, что войдет в жизнь их ребёнка. И чужая постель, и еда, приготовленная чужими руками, и дети, которые якобы только и делают, что шалят. Таких родителей я приглашала в детский сад, до поступления туда ребёнка. Индивидуально, проводила экскурсию для общего знакомства родителей с помещениями, с расположением групп и спален, с оборудованием детского сада. Показывала игрушки в групповой, рассказывала о занятиях, которые будут проводиться. Обратила внимание на стенд в раздевалке, и папку-передвижку, где обновляется информация для родителей.
При знакомстве, я раздавала родителям анкеты, это по-прежнему эффективный и быстрый способ собрать информацию. Просила родителей быть максимально откровенными. Анкета помогает выяснить социальный статус родителей, предпочтения ребёнка, навыки и умения, которыми малыш обладает, сколько детей в семье и какие между ними отношения.
Анализ данных помогает ближе познакомиться с интересами ребёнка, что в свою очередь может положительно оказаться на адаптации.
Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали его компетентность, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание, доброту). Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания.
Придет воспитатель из детского сада? Зачем? Не следует воспринимать посещение семьи воспитателем, как попытку вторгнуться в частную жизнь. Любой воспитатель должен знать, в каких условиях живет ребенок, которого нужно воспитывать.
Именно знакомство с домашними условиями позволяет понять особенности в поведении ребенка. Воспитателю становятся понятными его реакции, и даже многие мысли.
Подводя итог, хочу выразить свое мнение, за предоставленную мне неделю я посетила 10 семей, и встретилась в стенах ДОУ с еще столькими же родителями и детьми.
Родители встречали такой подход к адаптации положительно. Это послужило хорошим фундаментом для выстраивания наших дальнейших отношений. Мамы и папы с радостью и интересом принимали участие в конкурсах проходящих в детском саду «Красавица Осень», «Снежные постройки», «Масленница», помогали готовить снежинки для украшения зимних окон. Они ответственно и достаточно быстро реагируют на любую, исходящую от меня информацию. И конечно, искренне радуются улыбкам и успехам своих детей, наградам нашей группы.
Использование такой формы работы с семьёй, как посещение семьи на дому, позволило пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду, и в частности к воспитателю.