Ольга Кудрявцева
Статья «Информационный журнал для родителей детей с нарушением зрения».
▼ Скачать + Заказать документы
Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений компенсирующего вида, было распространение педагогических знаний среди родителей. Особенно в этом нуждаются родители детей с нарушением зрения. По нашим наблюдениям, родители, которые впервые знакомятся с дошкольным учреждением компенсирующего вида для детей с амблиопией и косоглазием, не знают особенностей лечебных и педагогических мероприятий для детей с нарушением зрения, затрудняются в психологическом, социально-бытовом подходе к детям с функциональным нарушением зрения. В семьях, где воспитывается ребенок с нарушением зрения, часто наблюдется неправильная расстановка жизненных ценностей, искаженное представление родителей о формировании личности ребенка и его социально-нравственного поведения. Немало важно, создавать у родителей позитивный образ педагога. Родители детей с нарушением зрения, часто испытывают недоверие, тревожность, негативные эмоции по отношению к педагогам и лечебно-восстановительным мероприятиям для детей. Вторая проблема, с которой могут столкнуться педагоги, это отстранение родителей от воспитания детей с нарушением зрения. Такие семьи ошибочно полагают, что только дошкольное учреждение для детей с амблиопией и косоглазием, может решить проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения, а сами родители не могут или не считают нужным участвовать в этом процессе. Задача педагогов, в таком случае, сделать родителей и педагогов партнерами в воспитании и обучении детей с нарушением зрения.
Публикация «Статья „Информационный журнал для родителей детей с нарушением зрения“,» размещена в разделах
«Информационный журнал для родителей» - это форма работы с семьями, направленная на формирование сотрудничества родителей с педагогами дошкольного учреждения компенсирующего вида для детей с амблиопией и косоглазием.
В практическом приложении представлен проект информационного журнала для родителей детей раннего возраста с нарушением зрения.
Цель данного проект - педагоги и родители должны стать союзниками в воспитании и обучении детей с нарушением зрения.
Данный проект рассчитан на один учебный год. Сам журнал представляет собой сброшюрованные листы формата А4, а также представлен в электронном виде на информационном носителе. Журнал выпускается по итогам образовательного процесса за три месяца: «Осенний выпуск», «Зимний выпуск», «Весенний выпуск». «Летний выпуск» содержит рекомендации по взаимодействию родителей с детьми в летний период с целью закрепления полученных в течение года знаний, умений и навыков. Каждый выпуск имеет свою тематику. «Осенний выпуск» - посвящен адаптационному периоду к дошкольному учреждению детей раннего возраста с нарушением зрения и знакомству родителей с особенностями лечебно-восстановительной работой дошкольного учреждения компенсирующего вида для детей с амблиопией и косоглазием. «Зимний выпуск» - посвящен семейным традициям, психологическому взаимодействию родителей и детей с нарушением зрения. «Весенний выпуск» - содержит рекомендации по взаимодействию родителей с детьми в летний период с целью закрепления полученных в течение года знаний, умений и навыков, а также советы для поддержания и формирования в семьях здорового образа жизни. Задачи проекта:
1. Информировать родителей детей с нарушением зрения о значимости коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы.
2. Формировать педагогическую грамотность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с нарушением зрения.
3. Способствовать развитию у родителей интереса к работе дошкольного учреждения компенсирующего вида для детей с амблиопией и косоглазием.
4. Побудить родителей к совместной деятельности, к сотрудничеству с педагогами дошкольного учреждения.
5. Создавать для родителей положительный образ ребенка, привлекая их к совместной деятельности с детьми.
6. Повысить авторитет педагогов, работающих в дошкольном учреждении.
Темы статей для журнала были составлены с учетом пожеланий родителей, с учетом рекомендаций педагогов и результатам наблюдений за детьми в различных видах деятельности. В журнале представлены советы и рекомендации воспитателей, специалистов и медицинских сотрудников, ежедневно работающих с детьми с нарушением зрения. В каждом выпуске размещены фотографии детей в различных режимных моментах, на коррекционно – развивающих занятиях у специалистов, в непрерывной образовательной деятельности воспитателей. Для реализации задачи по формированию культурно-нравственных ценностей в семьях воспитанников с нарушением зрения, в журнале размещена рубрика «Страничка духовно-нравственного воспитания». В данном разделе помещены притчи духовно-нравственного содержания, которые ненавязчиво говорят родителям об иных формах воспитания детей и семейных ценностях.
Реализация проекта:
Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе. Первым условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, специалистами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания ребенка с нарушением зрения, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Задача педагогов – предлагать родителям как традиционные, так и новые формы взаимодействия с детьми с нарушением зрения. Второе условие – вооружение семьи коррекционно - педагогическими знаниями и умениями, как теоретическими, так и практическими. Таким образом, педагоги и родители, как партнеры будут эффективно дополнять друг друга. Такая форма работы способствует налаживанию тесной взаимосвязи между семьями воспитанников с нарушением зрения и педагогическим коллективом дошкольного учреждения.
Принципы реализации проекта:
1. Принцип преемственности. Обмен удачным опытом воспитания и образования дошкольников.
2. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Учет интересов, социального статуса, уровня образования родителей.
3. Принцип единства. Единство методов воздействия, целей и задач воспитания и образования в работе ДОУ и семей.
План реализации проекта.
Этапы проекта
I этап.
Поисковый. Педагоги предлагают темы.
В результате совместного обсуждения с родителями формулируют цель и задачи проекта. Дети старшего дошкольного возраста могут предлагать темы для журнала. Обсуждают тему.
Родители определяют свои потребности и
потребности детей.
II этап. Аналитический. Педагоги изучают семьи воспитанников с целью выяснения их
возможностей по воспитанию детей.
Наблюдают за детьми в игровой деятельности. (Поведение детей, их действия, высказывания, позволят педагогам сделать вывод о характере семейных отношений.)
Собирают информации о конкретных проблемах,
которые хотели бы решить родители совместно с педагогами.
Для этого проводились беседы с родителями, также информация собиралась в процессе повседневного наблюдения за детьми, их взаимоотношениях с родителями, со сверстниками.
Собирают информацию об опыте работы с родителями других ДОУ.
Совместно с родителями воспитанников разрабатывают план реализации проекта. Дети старшего дошкольного возраста совместно с педагогами обсуждают свои интересы в рамках темы проекта. Обсуждают варианты продуктов совместной деятельности с родителями и педагогами. Принимают участие в разработке плана реализации проекта.
Родители принимают участие в обсуждении оптимальных форм, реализации проекта.
III этап Практический. Педагоги совместно с родителями и детьми работают над практической частью проекта.
Привлекают родителей к проведению мероприятий, организованных педагогами.
Создают творческую группу педагогов, реализующих выпуск журнала.
Разрабатывают рубрики журнала.
Подключают родителей к написанию отзывов о работе ДОУ, раскрывающих темы
интересующих родителей.
Родители осуществляют самообразование в процессе работы над созданием журнала.
Собирают материалы для выпуска журнала. Педагоги проводят фотосъемку детей в режимных моментах для включения материалов в журнал. Оформляют собранные материалы в журнал. (Компьютерное моделирование страниц журнала с помощью графического редактора, подбор иллюстративного материала, распечатка.)
Дети совместно с педагогами и родителями работают над практической частью проекта.
(Участвуют в фото сессиях.)
Дети старшего дошкольного возраста участвуют в подготовке мероприятий для родителей в рамках темы проекта. Родители совместно с педагогами и
детьми работают над практической частью проекта. Заполняют анкеты, определяющие интересующие родителей темы статей и методических рекомендаций.
Оставляют отзывы о работе педагогов. Предоставляют педагогам свои материалы для размещения в журнале.
Знакомятся с предложенным выпуском журнала.
IV этап Презентационный. Педагоги организуют презентацию по итогам проекта в условия ДОУ. Дети совместно с педагогами и родителями участвуют в презентации журнала. Родители совместно с педагогами участвуют в презентации проекта. Обсуждают проект, подводят итоги.
Выводы по итогам реализации проекта:
Информационный журнал для родителей это современная форма передачи и получения информации родителями детей с нарушением зрения. Родители не всегда могут присутствовать на родительских собраниях и читать информацию на информационных стендах. Информационный журнал, который родители получают в печатном и в электронном виде, дает возможность изучить информацию в любое удобное время. Такая форма работы способствует налаживанию тесной взаимосвязи между семьями воспитанников с нарушением зрения и педагогическим коллективом дошкольного учреждения. Родители заинтересованы в совместной работе с педагогами, в получении новой информации, стремятся применять полученные знания во взаимоотношениях и лечебно-восстановительных мероприятиях с детьми. Родители понимают значение коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы с детьми с нарушением зрения. Повышается уровень эффективности коррекционно-педагогической работы. Родители стремятся выполнять рекомендации врачей и специалистов дошкольного учреждения компенсирующего вида для детей с амблиопией и косоглазием. Между родителями и детьми строятся более правильные взаимоотношения, появляются совместные увлечения, совместное взаимодействие. «Информационный журнал для родителей» - это новая, интересная, современная форма работы с родителями, которая может быть использована в любом дошкольном учреждении, а особенно в учреждениях компенсирующего вида.